В свои 27 лет Владимир Иванович Кондрацкий был уже подполковником, прошедшим путь от курсанта Одесского пехотного училища, в которое поступил в 1935 году, до командира полка в составе 2-го Прибалтийского фронта.
Свою первую награду, орден Ленина командир батальона старший лейтенант Кондрацкий получил в декабре 1941 года. Высший орден страны комбат получил за то, что его батальон «овладел совместно с другими подразделениями городом Тихвин с малыми потерями», а сам командир «был все время впереди, воодушевляя бойцов и командиров». Скупая формулировка, присущая наградным документам первого года войны. Не до написания красивых сочинений было тогда.
Указ о награждении комбата Кондрацкого был подписан 17 декабря.
Накануне нового, 1944-го, года батальоны 408-го полка, которым командовал подполковник Кондрацкий, в течение недели вели непрерывные бои в районе Невеля. В ночь с 1 на 2 января они выбили противника из населенного пункта Ширново ,который был укреплен двойным рядом проволочных заграждений. В дальнейшем, стремительно двигаясь вперед, полк овладел рядом населенных пунктов на главном направлении действий 1-й стрелковой дивизии.
В течение 2 января подполковник Кондрацкий организовал преследование отступающего противника. Полк продвинулся на 20 километров вперед, освободив при этом более 10 населенных пунктов.
Успех был обеспечен благодаря тому, что командир полка лично находился в боевых порядках, четко организовал взаимодействие пехоты и артиллерии, а также приданных для усиления танков.
Оценив действия подчиненного командира, командир 1-й стрелковой дивизии полковник Бакуев принял решение о награждении его орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени. Мнение командира дивизии разделил генерал-майор Якунин, который исполнял на тот момент обязанности командира 98-го стрелкового корпуса ,в составе которого воевал полк Кондрацкого. Такое же мнение имел и старший начальник – командир 98-го 3-й гвардейской армии гвардии генерал-лейтенант Чистяков. Однако в итоговом списке, который содержался в Приказе № 32/н по 2-му прибалтийскому фронту о награждении воинов орденами и медалями, подполковник Кондрацкий числится как награжденный орденом Суворова 3-й степени, что на одну ступень ниже по статусу, чем орден Богдана Хмельницкого 2-й степени. С другой стороны, собственно орден Суворова выше, чем другие полководческие ордена…
Ровесник подполковника Кондрацкого также гвардии подполковник Алексей Никифорович Баланко был награжден орденом Суворова 3-й степени за участие в боевых действиях против Японии. К тому моменту у него было уже несколько орденов, в том числе орден Александра Невского за участие в освобождении Чехословакии.
Как и предыдущий персонаж, А. Н. Баланко был призван в Красную Армию в Одессе. В войне участвовал с сентября 1941 года, начав ее в должности командира батальона 207 стрелкового полка на Юго-Западном, затем – на Сталинградском фронтах.
Через год, 26 сентября 1942 года он был награжден орденом Красной Звезды, а в конце войны с Германией на груди гвардии подполковника было четыре боевых ордена.
25 апреля батальоны Баланко вел боевые действия за город Славков. Желая удержать город в качестве укрепленной базы фронта, гитлеровцы, используя превосходство в живой силе и технике, неоднократно контратаковали наступающий 313-й гв.полк. Распределив рационально личный сила и средства, командир полка, выбил противника, который прикрывал город ,а затем в короткой уличной схватке овладел городом. В результате боевых действий наших воинов противник потерял 7 орудий, 16 станковых пулеметов…
8 мая, во время последних боев европейского театра военных действий полк Баланко прорвал оборону противника в районе Збреслав затем, преследуя в течение четырех суток неприятеля, взял в плен свыше 300 солдат и офицеров, захватил 42 станковых пулемета, 11 минометов, много других трофеев.
В июле 1945 года 313-й гвардейский стрелковый полк в составе 110-й гвардейской стрелковой дивизии был переброшен в Монголию для участия в боевых действиях против Японии, союзницы недавно поверженной гитлеровской Германии.
После недолгой передышки полк гвардии подполковника Баланко отправился на войну с Японией. По бездорожью и дюнам Монголии, по перевалам Большого Хингана гвардейцы, ведомые своим бессменным командиром, с 7 по 26 августа 1945 года преодолели маршем более 1200 километров, сохранив личный состав и технику.
18 августа усиленному отряду дивизии, который возглавил Баланко, была поставлена задача овладеть городом Кайло и удерживать до подхода главных сил. Совершив 140-километровый марш, отряд выполнил задачу.
Подвиги гвардии подполковника Баланко в последние дни войны с Германией, а также его заслуги в борьбе с дальневосточным агрессором были отмечены командованием. В представлении на награждение командир 110-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майор Криволапов написал : «За умелое руководство и личное мужество достоин награждения орденом «Красное Знамя». Однако уже вышестоящий начальник снизил награду до ордена 3-й степени, то есть на порядок ниже.
23 сентября 1945 во фронтовом приказе № 24/н в списке из 11 награжденных орденом Суворова 3-й степени второй следовала фамилия «Баланко». Тремя днями раньше 110-я гв.стр.дивизия была удостоена почетного наименования «Хинганская», в чем, безусловно, огромная заслуга Алексея Никифоровича Баланко и его подчиненных.
Основываясь на архивных материалах, я рассказал всего лишь о двух офицерах, награжденных полководческим орденом Суворова. Всего же орденом Суворова 3-й степени было награждено 4012 офицеров – командиров батальонов, командиров и начальников штабов полков. О ком-то из этих героических людей уже созданы статьи, очерки, книги, а чьи-то имена ждут исследования.
Виталий Орлов, член НСЖУ, преподаватель ОНУ им. И.И. Мечникова (при написании материала использованы данные сайта "Подвиг народа")
|