Среда, 01.05.2024, 19:49
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Читайте также:
Дождитесь материалов....
Последние новости
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 39
Статистика
Главная » 2023 » Май » 29 » Как рождалась авиация Российской империи
22:59
Как рождалась авиация Российской империи

115 лет назад, весной 1908 года в Одессе в торжественной обстановке прошло открытие аэроклуба (ОАК): 21 марта прошло учредительное собрание членов общественной организации с таким названием.

Руководство клубом взял на себя Комитет, президентом которого избрали боевого генерала Каульбарс, который в то время командовал войсками Одесского военного округа. Пребывая на важной общественной должности, генерал приложил усилия по созданию воздушной мощи страны.

Нехитрая инфраструктура первого аэроклуба включала в себя ангары, летное поле мастерские. Последним суждено было стать тем место, где стали появляться первые летательные аппараты империи.

Начиная с 1910 года аэроклуб организовал проведение показательных полетов на регулярной основе. В составе руководства произошли некоторые изменения. Одним из его учредителей стал Артур Анатра, который в 1910 году принял руководство общественной организацией.

Должность руководителя аэроклуба, который за короткое время приобрел широкую популярность, была дополнительным плюсом для основной деятельности одесского промышленника и мецената.

Приблизительно в тот же период недалеко от Одесского ипподрома были оборудованы мастерские аэроклуба. Они выполняли заказы на ремонт летательных аппаратов от частных лиц. Это были, как правило, копии образцов французского производства.  

Разобравшись в том, что собой представляют модели импортных машин, одесские умельцы попытались создать самолеты своей конструкции. Именно в мастерских аэроклуба был построен двухместный моноплан Василия Николаевича Хиони. 

Конструктор В.Н. Хиони родился в Афинах. Многие его родственники занимали значительное положение в Одессе, куда со временем переехал будущий авиаконструктор. Здесь он познакомился с Артуром Анатра. Начинающий авиатор и крупный бизнесмен нашли общий интерес — авиацию, хотя поначалу одесский грек из Афин занимался аграрным бизнесом.

При поддержке Анатры в 1908-1910 гг. Хиони прошел курс обучения во французской летной школе “Антуанетт”, где получил навыки создания и пилотирования аэропланов. 4 октября 1910 г. Василий Николаевич стал лицензированным пилотом. Это было довольно высокое звание, поскольку на начало 1911 года таких людей, которые проживали во многих странах мира, было всего 540. В списке пилотов Василий Николаевич Хиони занимал 21-е место, а, по опросам издания одесского издания “Спортивная жизнь” его признали одним из лучших авиаторов.

Зимой 1910 года, приехав из Западной Европы, В.Н. Хиони принялся за создание летательного аппарата собственной разработки. Летом 1912 г. работы были завершены. Машину назвали “Хиони № 1”. Это был пока единственный экземпляр, но его внесли в список перечень конструкций первых отечественных летательных аппаратов такого типа.

В 1912 году “Хиони № 1” был представлен на специальном конкурсе, который провело военное министерство. Аппарат одесского производства успешно прошел почти все конкурсные испытания. Однако в финале из-за сильного порыва ветра самолет Хиони оказался в дренажной канаве и был выведен из строя.

Несмотря на неудачу, военное ведомство решило поощрить отчаянного изобретателя. 20 декабря 1912 г. начальник Генерального штаба РИА Жилинский внес на рассмотрение Военного совета представление с ходатайством о выдаче авиаконструктору премии в размере 8000 руб.

Василий Хиони продолжал свою конструкторскую и летно-испытательную деятельность в мастерских Одессы. В 1913 году совместно с конструктором В.П. Невдачиным он усовершенствовал аэроплан “Фарман-4”, установив его на поплавки. Позднее уже с другим коллегой А.В. Шиуковым он совершил на этом самолете довольно опасные полеты над ночной Одессой. В программе полета была посадка машины на воду  в ночных условиях, которая был с успехом выполнена. 

В 1913 году В.Н. Хиони был назначен на должность летчика-испытателя Одесского самолетостроительного завода, а позднее стал главным конструктором предприятия.

После событий октября 1917 года многие конструкторы самолетов уехали за границу. Покинул Родину и А.А. Анатра. Василий Николаевич остался в городе, продолжая работать на заводе. В 1921 г. он стал главным конструктором государственных авиамастерских. В 1923-м на базе Одесских авиаремонтных мастерских № 7, в которые были переименован завод Анатры, В.Н. Хиони создал учебно-тренировочный самолет У-8 (Хиони № 5) по собственным чертежам. Это был последний самолет, созданный талантливым конструктором. До 1928 года “Конек-Горбунок” (так еще называли Хиони № 5) оставался основным самолетом сельскохозяйственной авиации. Он помогал успешно бороться с налетами саранчи в различных районах страны.

Автор: Виталий Орлов

Просмотров: 203 | Добавил: PlanetaDaily | Теги: #аэроплан, #авиация, #Анатра, #Одесса | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Моя мозаика
Наши друзья
Реклама
Вход на сайт
Теги для поиска:
#Одесса #спорт #Чехия #Франция #праздник #футбол #Австрия #Греция #экология #Херсон