В середине тридцатых годов прошлого века на киностудии “Ленфильм” начались работы по созданию художественного фильма с самым простым названием: “Вратарь”. Кинолента была призвана отразить спортивную жизнь страны.

Героем фильма стал обычный парень из степеней Тавриды Антон Кандидов. Как и многие его сверстники, он трудится на погрузке и разгрузке арбузов. Словно опытный вратарь, он умело ловит тяжелые плоды, которые летят часто в сторону от него. Эту способность отмечают тренеры одного из футбольных клубов страны и приглашают парня в настоящую команду футбольных мастеров. так начинается футбольная карьера Антона Кандидова, который позже станет “Вратарем республики”.
Для создания фильма опытный режиссер Тимошенко пригласил таких же актеров, у которых в послужном списке было множество ролей. Принять участие в реализации незатейливого сюжета, в котором переплетаются спорт и жизнь конструкторского бюро, любовь и дружба, пригласили 25-летнего актера Григория Плужника. Хотя он был профессиональных актером, работал в одном из Харьковских театров, роль в кино стала дебютной да еще и главной.
Выбрав Плужника на главную роль, съемочная группа пошла на определенный риск. Ведь не секрет, что фильмы, отражающие повседневную жизнь обычных людей, которых, однако, приводят в пример, были на контроле у высшего руководства страны.
Стоит признать, что Григорий Плужник доверие оправдал. Наверное, это случилось, потому что персонаж Антона Кандидова был близок Григорию, выросшему среди арбузных полей Херсонской губернии. Возможно, и ему приходилось также ловить арбузы и укладывать их в лодки и повозки.
Причиной успеха можно также признать то, что консультировал кино-вратаря настоящий голкипер Николай Трусевич, одессит, который наверняка был знаком с арбузами, почитаемыми в Одессе.
Быть может Григория Плужника вдохновил знаменитый марш на музыку И. Дунаевского “Эй, вратарь, готовься к бою…”? Это предположение, однако, никто не опровергал, не подтверждал.
Образ Антона Кандидова запомнился миллионам зрителей, прежде всего, за его улыбку и, если надо, строгий и суровый взгляд. И, безусловно, то, насколько достоверно он изобразил стража ворот.
Фильм сразу стал культовым на многие десятилетия даже мальчишки 60-70-х годов бежали домой, когда должны были показывать их любимого Антона Кандидова. А своих вратарей называли его именем. “Вратарь” демонстрировался каждый год по несколько раз. И, по злой иронии судьбы, последний раз Григорий Плужник увидел себя в первой своей роли за полгода до своей смерти.
До Великой Отечественной войны Григорий Дмитриевич сыграл в четырех фильмах, в том числе в картине с простым и емким названием “Моряки”. Картину снимали на Одесской киностудии в 1939 году. В ней наш актер сыграл роль командира линкора. Несмотря на то, что роль Плужника была не самой главной, он смог показать невозмутимость командира боевого корабля. В лице персонажа Г. Плужника зрители увидели морского командира, на которого всегда могут положиться вышестоящие начальники.
В дальнейшем Григорий Плужник принял участие в войне 1941-1945 гг., которую вел наш народ с фашистами. Несмотря на бронь, которая полагалась актерам, он настоял на том, чтобы его призвали в Действующую армию. Особо он себя проявил в боях по обороне Сталинграда. Окончил он войну на территории Румынии. А после войны он вернулся на съемочную площадку.
Опыт, приобретенный в войне, помог актеру хорошо вжится в роль гвардии ефрейтора Биденко в фильме “Сын полка”, снятого по одноименной повести одессита Валентина Катаева. Это была вторая значительная роль актера. Здесь он сыграл строгого, но справедливого солдата, который находит общий язык с маленьким мальчиком, который обещает провести солдат по территории, занятой врагом. Очень убедительно играет актер в эпизодах, которые показывают повседневную жизнь солдат на фронте.
В актерской судьба Плужника было лишь полтора десятка ролей, из которых две - главные. Но их этих появлений на экранах большой страны хватило для того, чтобы об актере вспоминали периодически пересматривали картины с его участием.
Автор: Виталий Орлов
|