В центре сегодняшней Одессы есть небольшой памятник, изображающий двух мальчиков лет по 10 – 12, обращенных друг к другу спиной. Возможно, подставляют друг другу спину. Эти мальчишки – Петя и Гаврик – знаменитые персонажи эпопеи Валентина Петровича Катаева, родившегося в Одессе 117 лет назад.
Отцом писателя был выпускник Новороссийского Императорского университета преподаватель Закона божьего, истории и словесности Петр Васильевич Катаев, а курсантам юнкерского училища и офицерам Катаев-старший читал курс географии и русского языка.
Кстати, отец будущего писателя, как указывают справочники 1899 года, носит титул надворного советника, что соответствовало чину подполковника армии в Табели о рангах (VII класс). Забегая вперед, скажу, что Валентин Петрович и его брат Евгений (известный под псевдонимом Евгений Петров) не подведут своего отца.
В детские годы Валентин слышал из уст родителей произведения русской и украинской литературы, а на улице слышал горожан, говорящих на идиш, городской мещанский жаргон, включающий греческие, румынские и цыганские слова. Это стало одной из основных причин включения Одессы в качестве полноправного героя произведений Валентина Катаева, написанных живым одесским языком.
Когда Валентин подрос, его отдали в гимназию. Уже в 9 лет у него стали появляться склонности к написанию стихов о природе. Некоторые стихи печатались в одесских газетах. Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал в газете «Одесский вестник», когда он был гимназистом.
Одессу Катаев любил, о чем свидетельствует его беспрецедентная тетралогия «Белеет парус одинокий». Здесь он познакомился с Иваном Алексеевичем Буниным, человеком, которого считал единственным и главным своим учителем среди писателей-современников, отсюда, не окончив гимназию, в 1915 году Катаев вступил добровольцем в действующую армию. Начав службу под младшим чином на артиллерийской батарее, он был произведен в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами. Летом 1917 года, после ранения на румынском фронте, был помещен в госпиталь в Одессе, о чем также писал в повести «Белеет парус одинокий».
После ранения Катаев был произведен в поручики, но получить погоны он не успел, и был демобилизован прапорщиком. Заслуги Катаева были оценены двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени, что давало ему право на получение личного дворянства.
В одесском госпитале Катаев оказался и в 1920 году, заболев тифом. А между этими эпизодами были участие будущего писателя в белом движении, а после этого — участие в подпольном заговоре против революционных войск и решение революционного суда, по которому Катаева приговорили к расстрелу. Только случайность спасла Катаева от смерти.
е2 – е4…
После революции и освобождения Одессы в феврале 1920 года, Катаев оставался некоторое время в городе, а с 1921 года работал в Харькове. В 1922 году писатель перебрался в Москву, но часто гостил в городе своего детства и юности.
В Москве, подобно многим молодым писателям того времени, Катаев сотрудничал с некоторыми изданиями, среди которых была газета «Гудок». В ней он был «злободневным» юмористом.
Говоря о Валентине Катаеве, я позволю себе небольшую цитату:
«Московский международный турнир 1925 года имел огромнейшее агитационное значение. Турниром был дан мощный толчок шахматному движению в СССР. Просмотрите комедию «Шахматная горячка», сделанную во время турнира, и право же там нет особых преувеличений. Казалось, что в шахматы играет вся Москва. Росли кружки на фабриках, заводах, в школах, тысячи неофитов с волнением делали свой первый шахматный ход: е2 — е4».
Эти мысли принадлежат писателю Варламу Шаламову, который начинал свой путь в литературу именно с шахматной темы, а комедия, на которую он ссылается, была создана по сценарию именно Валентина Катаева.
Тот самый турнир 1925 года охватил, казалось бы, души и умы всего населения столицы. Увлеченные москвичи играют везде. Но есть не пораженная шахматным «вирусом» девушка, у которой из-за шахмат возникает серьезный конфликт с молодым человеком. Он настолько увлечен шахматами, что пропускает свою собственную свадьбу. Только благодаря ее случайной встрече с тогдашним чемпионом мира Хосе-Раулем Капабланкой, роль которого в фильме исполняет... сам Капабланка, в стране стало на одну семью больше, а шахматы приобрели еще одну поклонницу. Помимо Капабланки режиссеры фильма привлекли еще ряд мировых шахматных звезд того времени, среди которых Карлос Торре, Фрэнк Маршалл, Фредерик Ейтс и Рихард Рети.
Белеет парус одинокий
В 1936 году вышла в свет повесть Катаева «Белеет парус одинокий», положившая начало целой тетралогии. Повесть сразу же заинтересовала кинорежиссера Владимира Легошина, который в 1937 году поставил по ней одноименный фильм. Катаев лично написал сценарий и принимал активное участие в работе над фильмом. Он утвердил кинопробы, ездил в Одессу для уточнения мест съемок, рассказывал о происшествиях, которым был очевидцем за тридцать лет до этого, в общем, являлся главным консультантом режиссера.
В своем творчестве Валентин Петрович Катаев затрагивал самые разные сферы человеческого бытия. В его книгах мы читаем о революции и войнах, видим колоритный ряд персонажей, вспомним хотя бы того же Гаврика Черноиваненко или мадам Стороженко.
Говоря о «Волнах Черного моря», можно однозначно сказать, что Катаев очень ярко, незабываемо описал колорит одесского социума. Возможно, лучше, чем Исаак Бабель, памятник которому появился в нашем городе в минувшем году. А вот памятника Катаеву — нет… Однако, осмелюсь сказать, намного более ярким, более говорящим памятником Валентину Петровичу стала композиция «Петя и Гаврик», расположенная в центре Одессы, о чем я написал в начале.
Творчество для детей
В наследии замечательного одессита есть и сказки для детей. К сожалению, сегодня уходят в забвение поучительные истории Катаева, посвященные детям, затрагивающие их судьбы, проблемы их взаимоотношений между собой, с родителями.
Наибольшую популярность принесла писателю повесть «Сын полка», в которой Валентин Петрович рассказал о судьбе простого крестьянского мальчика Вани Солнцева, потерявшего на войне родных и близких, дом и само детство. Но мальчика не оставляют наедине с бедой воины нашей армии сержант Егоров, капитан Енакиев, наводчик Ковалев и ефрейтор Биденко. Они забирают его с собой, а по дороге выясняют, что около двух лет парнишка скитается по лесам, питается, чем придется. Командование принимает решение отправить мальчика в тыл, но по пути в город он все равно сбегает и снова возвращается к своим спасителям.
Солдаты и офицеры не только помогают Ване стать смелым разведчиком, но и воспитывают в нем лучшие качества настоящего человека, патриота. Именно с легкой руки нашего земляка в Красной Армии появилось понятие «сыновей полка», а само явление стало массовым.
Повесть «Сын полка» получила высокую оценку зрителей и руководства страны. Ее автор стал лауреатом Сталинской премии 1946 года. И в том же году она, как и многие другие произведения Катаева, была экранизирована. А в 1981 году вышла еще одна версия фильма.
Имя Вани Солнцева переросло границы повести и кинофильма.
Творчество нашего земляка давно пересекло границы страны
Творчество нашего земляка давно пересекло границы страны, в которой он жил и писал. Так, например, во Франции вот уже несколько десятилетий на сцене театров идет его комедия «Je veux voir Mioussov» (Я хочу видеть Миуссова), которую впервые в 1965 году поставил режиссер Жак Фаббри. Удивительно, как далеко не самая известная комедия Катаева смогла произвести впечатление на французов, хорошо знакомых с творчеством Пушкина, Толстого или Достоевского. К тому же, у Катаева есть произведения намного более известные. Однако французы выбрали это. Замечу, что в авторском варианте пьеса, поставленная впервые на сцене в 1948 году, называлась «Безумный день». Тут произошло следующее.
В 1940 году Валентин Катаев написал комедию в трех действиях, назвав ее «День отдыха», а после войны автор вернулся к пьесе, переработал ее и создав окончательную редакцию в 1946 году. В мае того же года состоялась премьера водевиля в Московском театре сатиры. А в 1948 году пьеса шла в том же театре, только уже под названием «Безумный день». А вот вторым ее названием было «Где вы, месье Миуссов?». Видимо, этот вариант устроил французов больше всего, и с ним комедия вошла на французскую сцену.
Приключения пьесы завершились в 1956 году, когда на экраны вышел фильм «Безумный день» по сценарию самого Катаева. В фильме, как и в театральных постановках, скромный служащий Зайцев, роль которого исполнил замечательный Игорь Ильинский, прилагает все усилия, чтобы попасть на прием к бюрократу Миуссову (исполнитель — Сергей Мартинсон), чтобы получить резолюцию на запросе о белилах для детских кроваток в яслях. Зайцеву удается проникнуть в дом отдыха, где по субботам отдыхает чиновник. После целого ряда веселых приключений завхоз добивается нужного ему решения.
Произведения Катаева, особенно посвященные детям, переведены на английский, французский и многие другие языки. В 1974 году ему присваивают звание Героя Социалистического труда за «большие заслуги в развитии советской литературы, активную общественную деятельность…». Но награждение это произошло не по случаю какого-нибудь личного события награжденного, дня рождения, юбилея деятельности, а в связи с 40-летием со дня образования Союза писателей СССР.
В.Орлов, член НСЖУ (полный текст в газете "Час пик" №4 (559) 22 января 2012 года)
|