Поразительней всего в биографии и судьбе Веры Васильевны Левченко,
что ее бессмертное, сакраментальное экранное имя не является псевдонимом. Это фамилия мужа - московского адвоката, отмеченного только
двумя интересными чертами: он не препятствовал кинематографической карьере
жены, несмотря на вызванные ею несомненные и серьезные издержки семейной
жизни; и он был расстрелян большевиками неизвестно за что, но сразу после
смерти своей жены (к тому времени бывшей). Эта фамилия-эпитет приобретает почти мистический (хотя и курьезный)
оттенок, если учесть, что Холодная, уехав из холодной Москвы на юг, 17 февраля
1919 года Вера Холодная умерла от пневмонии - "испанки" после неудачной
поездки по завьюженной зимней Одессе. В ее смерть никто не хотел верить - все считали, что это какая-то
шпионско-контрразведческая интрига (Подобный политический колорит окрашивает
посвященный ей фильм "Раба любви"). В первые два десятилетия истории кино каждый национальный кинематограф
разрабатывал ясную жанровую специализацию. Русское кино пыталось найти себя
в экранизациях русской классической литературы (например, "Живой труп" с
Верой Холодной). Но настоящий успех был в освоении киномелодрамы вслед за итальянским
и особенно успешным в этом жанре датским кино. Русские мелодрамы, по-своему
представлявшие стиль модерн (сочетание эстетизма и символизма), ставил русский
режиссер Евгений Бауэр, основной режиссер на кинофабрике Ханжонкова, который
и благословил его работу с новой молодой (и неопытной) актрисой. Позже ее
снимал другой, еще более популярный мастер мелодрамы Петр Чардынин. Вера Холодная стала королевой экрана потому, что она была природной
королевой мелодрамы. В отличие от скандинавских актрис (Грета Гарбо, Глория
Свенсон) она не была воплощением роковой женщины, но создавала собственный
сплав естественности и манерности, красоты и печали, мягкого света и тайной
темной силы. Конечно, тогда она стала кумиром в основном полуинтеллигентной
публики - молодых офицеров, гимназистов, сентиментальных обывателей (любителей
романса), тех, для кого атмосфера наступающего рокового поворота истории,
в который входила Россия, была слишком тяжела. Сегодня привлекательность Веры Холодной - это магическое воздействие
того искусства, которое было только неповторимой игрой света и тени, в котором
живая любящая женщина обязательно еще и призрак, мечта, легенда. Такой она предстает в крайне успешном исполнении Елены Соловей
в михалковской "Рабе Любви", и, особенно, в работе легендарного Рустама
Хамдамова ("Нечаянные радости" - стилизованная часть в его единственном
полнометражном, сюрреалистическом фильме "Аnne Karamasoff"). Вере Холодная посвящена песня Александра Вертинского "Ваши
пальцы пахнут ладаном". Такая понятная и такая неотразимая
романсовая мелодия звучит в названиях фильмов с участием Веры Холодной:
"Песнь торжествующей любви", "В мире должна царить красота", "Лунная красавица",
"Жизнь за жизнь", "Дети века" - реж. Е.Бауэр; "Сказка любви дорогой", "Молчи,
грусть, молчи...", "Позабудь про камин, в нем погасли огни" - реж. П.Чардынин;
"Тернистый путь славы", "Шахматы жизни", "Последнее танго"... Вера Васильевна Холодная снялась почти в 50 фильмах! Всего
лишь - за четыре года работы в кино!... Открытие памятника знаменитой актрисе немого кино Вере Васильевне
Холодной состоялось в Одессе 2 сентября 2003 года в День города. Бронзовую фигуру отлили в киевском специализированном творческом
объединении "Художник". Звезда немого кино изображена в полный рост на постаменте,
символизирующем сцену. У ее ног лежат отлитые из бронзы цветы. Автором памятника является одесский скульптор Александр Токарев.
Памятник установлен на улице Преображенской возле того места,
где был расположен в фасадном флигеле дома Папудовых, в котором жила актриса,
... и в непосредственной близости от Спасо-Преображенского собора, в котором
ее отпевали...