За более чем 100-летнюю свою историю Олимпийские Игры гостили в Азии и Европе, в Америке и в Австралии. В 1924 году к летним играм добавились зимние. А первая Зимняя, или Белая Олимпиада прошла во французском Шамони.
А началось все 25 ноября 1892 года, когда в стенах парижской Сорбонны прозвучал доклад «Возрождение олимпизма», с которым выступил барон Пьер де Кубертен, много размышлявший над идеей проведения международных соревнований в целях популяризации спорта.
По его инициативе там же, в Сорбонне был созван международный конгресс, на котором был избран Международный Олимпийский Комитет, приступивший к организации Игр. Пьер де Кубертен стал его секретарем. 23 июня 1894 года барон де Кубертен изложил основные принципы современного олимпийского движения. В этот же день был создан Международный Олимпийский Комитет и принято решение о проведении I Олимпийских Игр. Обращает на себя внимание скорость принятия решений, касающихся деятельности, которая не прекращается уже почти 120 лет. Исходя, очевидно, из этических соображений, на первые позиции в непосредственной организации Игр вышли представители Греции: королевская семья и финансировавший строительство стадиона, проживавший в Египте, богатый грек Георгий Аверов.
В дальнейшем, с 12 по 24 ноября 1894 года организаторы, собравшиеся уже в Афинах, сообща утвердили список дисциплин, которые, по их мнению, способны были удовлетворить принципам любительского спорта. Принятые виды спорта были опубликованы за полтора года до начала первых олимпийских соревнований.
Заглянув в глубину веков, мы увидим, что барон Пьер де Кубертен по линии матери всел свое происхождение от Ярослава Мудрого: Людовик VI, прямой предок де Кубертена, приходился правнуком Киевскому князю.
Людовик, который взошел на престол 3 августа 1108 года, отличался особой благосклонностью в отношении всякого рода союзов, объединяющих людей по профессиональным или религиозным интересам. Начиная с 1110 года, король даровал жителям городов ряд налоговых льгот и право самоуправления под руководством мэра.
Династия дала целую галерею выдающихся людей – правителей и полководцев и через 10 поколений – Пьера де Кубертена. Археологические открытия в Олимпии подсказали ему идею возрождения Олимпийских Игр, которую он и начал воплощать в жизнь.
Среди участников конгресса 1894 года был греческий предприниматель Деметриус Бикелас. Родившийся в Греции он проводил много времени в Одессе, откуда родом была его мать. В возрасте шести лет Деметриус переехал с семьей в Константинополь, а еще через десять лет — в Одессу. Там он начал службу в торговой компании отца, попутно посвящая часть своего времени изучению литературы, искусства, иностранных языков, занимался переводами. В 1851 году компания отца разорилась, и Деметриус в поисках работы отправился в Италию, затем во Францию. В 17 лет он переехал в Лондон, где стал работать в фирме своего дяди, сначала бухгалтером, затем полноправным деловым партнером (с 1866 года). Собрав состояние, достаточное для безбедной жизни. С 1877 по 1895 годы Викелас совершил поездки по Швейцарии, Шотландии, Испании, часто бывая при этом в Греции. В ноябре 1889 года он был включен в список приглашенных на свадьбу (правнука Николая I) наследника греческого престола Константина и Софии Прусской (дочери императора Фридриха III). В 1892 году Бикелас построил в Афинах свою резиденцию, которая стала окончательным его пристанищем.
В 1893 году Бикелас принял активное участие в постройке православной церкви Парижа, а в мае 1894 года он получил приглашение от Всегреческого Афинского клуба с просьбой присутствовать в июне того же года на конгрессе, организованном Пьером де Кубертеном. Бикелас принял почетное предложение представлять родину Олимпизма на таком высоком форуме. Там он выступил с докладом об Олимпийских Играх древности.
После обсуждения конгресс поддержал предложение де Кубертена, избрав Бикеласа Президентом Олимпийского Комитета, хотя предложение возглавить МОК оказалось для Бикеласа неожиданным.
Но подобный исход был логичным, потому что именно Бикелас выступил с идеей проведения Игр I Олимпиады в Афинах. Помимо прочего, все участники форума придерживались мнения, что первым президентом МОК должен стать грек. Чрезвычайно интересуясь морально-этическими и воспитательными аспектами олимпизма, Бикелас согласился. Впрочем, он осуществлял не только представительские функции. Во многом благодаря его личным связям и влиянию удалось решить финансовые проблемы, с которыми столкнулись устроители Игр в Афинах.
У истоков современного олимпийского движения стоял также российский генерал Алексей Дмитриевич Бутовский, который познакомился с Кубертеном в 1892 году во время своего пребывания во Франции. Бутовского и де Кубертена объединили взгляды на спорт, на его место в системе воспитания и образования молодежи. Несмотря на то, что французский барон был на 25 лет младше Бутовского, они стали друзьями. Вернувшись на Родину, Бутовский организовал лекции, на которых знакомил слушателей с трудами французского ученого. А через два года его уже пригласили на Международный Атлетический конгресс в Париж, которому было суждено стать исторической вехой в истории современного олимпийского движения. К сожалению, генерал не смог приехать в столицу Франции. Несмотря на это, его кандидатура была внесена в список первых 13 членов Международного Олимпийского Комитета.
Получив радостное для себя известие, «генерал от спорта» (так называли Бутовского современники) стал высказываться в пользу участия России в Перовых Олимпийских Играх. Для этого нужно было создать Национальный Олимпийский Комитет. Но в России того времени подобный замысел был неосуществим, так как спорт еще не стал организационно сплоченным, а его поклонники в лучшем случае были объединены в кружки по интересам. К тому же идея возрождения олимпиад воспринималась на родине Бутовского скептически. Все это помешало российским атлетам выступить не только в Греции в 1896 году, но и на последующих двух олимпиадах.
На протяжении шести лет Бутовский оставался членом МОК, а, выйдя из его состава, продолжал поддерживать контакты с де Кубертеном, принимал участие в международных форумах по проблемам физического воспитания и спорта. Он активно трудился до последних лет своей жизни, сохранил свежесть мысли, прекрасную память.
За заслуги перед Россией Алексей Дмитриевич был удостоен орденов Александра Невского, Белого Орла и ряда других наград, а за вклад в развитие спорта и возрождение Олимпийского движения был отмечен Командорским Крестом греческого Ордена Спасителя (3-й степени из пяти, на которые разделены знаки ордена). Этой награды удостаивались, как правило, либо греки, либо верховные лица иностранных государств: монархи (Симеон II, король Болгарии, Хокон VII, король Норвегии и др.), Премьер-инистры и Президенты (югослав Иосиф Броз Тито, поляк Александр Квасьневский и др.).
А.Д. Бутовский
По материалам газеты "Час пик"
|