19 февраля 1899 года в Елисаветграде (сейчас Кировоград) в семье обедневших белорусских дворян родился Юрий Олеша - русский советский писатель-прозаик, поэт, драматург, сатирик. В 1902 году его отец, Карл Антонович перевез семью в Одессу, где позднее Юрий поступил в Ришельевскую гимназию, окончив которую в 1917 году, поступил в Одесский университет. Два года он изучал право. Еще в годы учебы Олеша начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» даже было опубликовано в газете «Южный вестник». Позднее он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом
организовал группу «Коллектив поэтов».
В годы Гражданской войны Олеша оставался в
Одессе, где в 1919 пережил смерть любимой сестры Ванды. В 1921 уехал из
голодной Одессы в Харьков, где работал как журналист и печатал стихи в
периодической печати. В 1922 родители Олеши получили возможность эмигрировать в
Польшу.
В 1922 Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и
статьи, подписывая их псевдонимом Зубило, для газеты железнодорожников «Гудок»,
с которой в то время сотрудничали М.Булгаков, Катаев, Ильф, Е.Петров и др.
писатели.
В 1924 Олеша написал свое первое прозаическое
произведение – роман-сказку «Три толстяка». Жанр сказки,
мир которой естественно-гиперболичен, соответствовал потребности Олеши писать
метафорическую прозу (в кругу литераторов его называли «королем метафор»).
Роман «Три толстяка» был проникнут
романтическим отношением автора к революции. Восприятие революции как счастья
свойственно в «Трех толстяках» всем
положительным героям – циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо,
доктору Гаспару Арнери.
Сказка вызвала огромный читательский интерес и
одновременно скептические отзывы официальной критики («призыва к борьбе, труду,
героического примера дети Страны Советов здесь не найдут»). Дети и взрослые
восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. В 1930 по
заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку «Трех толстяков»,
которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса
переведены на 17 языков. По сказке Олеши поставлен балет и художественный фильм.
В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу,
в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у
которого отнято все, кроме клички «писатель». Попытка выразить это ощущение
была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей (1934).
Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер М.Левитин
поставил в 1986 в московском театре «Эрмитаж» спектакль «Нищий,
или Смерть Занда».
В годы сталинских репрессий были уничтожены
многие друзья Олеши – Мейерхольд, Д.Святополк-Мирский, В.Стенич, И.Бабель,
В.Нарбут и др.; сам он чудом избежал ареста. В 1936 на публикацию произведений
Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями
только в 1956, когда была издана книга «Избранные сочинения»,
переизданы «Три толстяка» и частично
опубликованы в альманахе «Литературная Москва» дневниковые записи «Ни дня без строчки».
В годы войны Олеша был эвакуирован в Ашхабад,
затем вернулся в Москву. Писатель с горечью называл себя в послевоенные годы
«князем «Националя», имея в виду свой образ жизни.
Тематика его дневников в 1950-е годы очень
разнообразна. Олеша писал о встречах с Пастернаком, о смерти Бунина, об Утесове
и Зощенко, о собственной ушедшей молодости, о гастролях «Комеди Франсез» в
Москве и т.д.
|