Аббревиатура
ТС заняла свое место в словарях России, Белоруссии и Казахстана. В Таможенном
Союзе трех государств, направленном на создание благоприятных условий взаимного
торгово-промышленного сотрудничества, иногда наблюдаются, мягко говоря,
странные меры. Недавно мы сообщали об акции протеста, организованной женщинами Казахстана.Сегодня вниманию читателей предлагается интервью с заместителем директора по научной работе Института экономики Национальной
академии наук Беларуси Гарегин Вардеванян ответил на вопросы о том, что получила экономика страны после вхождения
в Таможенный союз. По некоторым товарным группам можно говорить о какой-то
степени замещения европейского импорта российским, по отдельным позициям
поставки из России оказались несоизмеримы с выпавшим импортом из ЕС:
Как
вступление Беларуси в ТС повлияло на торговлю с Россией и ЕС и на
макроэкономическую ситуацию в стране?
Попытки
количественной оценки эффектов влияния на внешнюю торговлю с Россией и
Казахстаном в общепринятом понимании (переход к беспошлинной торговле внутри
Таможенного союза и унификация таможенных тарифов в торговле с третьими
странами), к сожалению, обречены на неудачу в силу нескольких причин.
Во-первых,
внешняя торговля Беларуси осуществлялась без таможенных пошлин и до вступления
в ТС, поэтому говорить об эффекте по данной статье не приходится. Исключение
составляет лишь импортируемая из России сырая нефть, которая ранее облагалась
российской стороной экспортными пошлинами. Однако по этой товарной позиции
также значимого положительного эффекта не было, поскольку пошлины на нефть
трансформировались в экспортные пошлины на нефтепродукты, произведенные в
Беларуси из российской нефти и экспортируемые в ЕС. Эти пошлины, начиная с 2011
года, в полном объеме перечисляются в российский бюджет.
Во-вторых,
очень трудно определиться с датой начала реального существования ТС, с которой
корректно было бы вести отсчет экономических последствий. Формально отсчет
времени начался с 1 января 2010 года, когда вступил в силу Единый таможенный
тариф (ЕТТ). Однако вступление в действие Таможенного кодекса состоялось в июле
2010 года, а прекращение контроля со стороны таможенных органов на внутренних
границах ТС – с 1 июля 2011 года.
В-третьих, в
связи со вступлением России в ВТО в августе 2012 года условия внешней торговли
для Беларуси существенно изменились. В соответствии с «Договором о
функционировании ТС в рамках многосторонней торговой системы», ставки Единого
таможенного тарифа ТС/ЕЭП с 23 августа 2012 года были скорректированы с учетом
тарифных обязательств России перед ВТО. Возникающие в результате этого эффекты
имеют самостоятельное значение (учитывая, что Беларусь остается вне ВТО), и
поэтому оценка «чистого» влияния ТС на внешнюю торговлю Беларуси после этого
события не представляется корректной.
В-четвертых,
до настоящего времени рано говорить о функционировании ТС в полном объеме,
поскольку все еще остается множество издержек и ограничений: страны-участницы
по ряду товаров применяют ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок
Единого таможенного тарифа ТС/ЕЭП.
Таким
образом, условно выделяемый «чистый» период, в рамках которого можно было бы
анализировать положительные эффекты от вступления Беларуси в ТС, ограничивается
отрезком чуть более года, с 1 июля 2011 года по 23 августа 2012. Для сферы внешней
торговли этот период слишком мал, поскольку корректировка торговых потоков
происходит со значительным лагом запаздывания, учитывая сроки заключаемых
внешнеторговых контрактов, затрачиваемое время на маркетинг и так далее.
Высказанные
соображения ни в коей мере не следует понимать как негативное отношение к
интеграции. Так, в 2012 году среднегодовая цена на поставляемый в Беларусь
природный газ была снижена в сравнении с предыдущим годом с 265,5 до 168,5
долларов США за 1 тыс. куб. м (хотя эта преференция напрямую не связана со
вступлением в ТС), благодаря чему расходы Беларуси по данной позиции
уменьшились на 1,9 млрд. долларов США. Важным преимуществом интеграции для
Беларуси, которое имеет место достаточно давно, еще в рамках Союзного
государства Беларуси и России, являются беспошлинные поставки сырой нефти из
России для внутреннего потребления в объеме приблизительно 6,3 млн. тонн.
|