15 октября 1941 года, когда войска фашистской Германии стояли на подступах к Москве, а сама столица СССР была на несколько дней охвачена ужасом, мраком, паникой, мародерством и бегством, Одессу оставляли войска Отдельной Приморской Армии, которая на два с половиной месяца сковала Южную группировку войск противника.
По Приказу Военный совет армии эвакуация войск была осуществлена в ночь с 15 на 16 октября 1941 года.
В порту и особенно на прилегающих к нему улицах творилось что-то невероятное. Тысячи машин, повозок в хаотическом беспорядке заполнили все улицы. Многие шоферы, повозочные после разгрузки бросали тут же, на пристани, свои машины, повозки, создавая заторы. Даже одному человеку было трудно пройти — а ведь ночью должна была грузиться вся Приморская армия с массой боевой техники.
генерал-майор В.Ф. Воробьев на командном пункте Приморской Армии
В этом потоке машин, людей, повозок случайно столкнулись два командира дивизий, на плечи которых легли самые основные бои обороны. Это были генерал-майор В.Ф. Воробьев (95-я Молдавская стрелковая дивизия) и командир 25-й Чапаевской стрелковой дивизии генерал-майор Т.К. Коломиец. Создавалась угроза, что дивизии ночью просто не сумеют пройти к своим транспортам. Воробьев и Коломиец позвонили командарму и просили его принять меры по наведению порядка.
Авиация противника, обнаружив такое скопление людей и техники, начала бомбить порт. Снижаясь до 100 м, самолеты бросали бомбы, а из пушек и пулеметов обстреливали людей.
Генерал-майор Т.К. Коломиец с реди бойцов Приморской армии
В порту находился командный пункт контр-адмирала И. Д. Кулешова, который командовал погрузкой войск и их отправка в Севастополь. Вечером противник начал обстреливать город зажигательными снарядами, а жители тушили их. Жуткой была Одесса в эти часы. В нескольких местах горел порт. Это был хороший ориентир для авиации противника. Всюду беспорядочное движение. На улицах огромное количество брошенных машин. Оставленные лошади бродили по прилегающим к порту улицам и в порту.
Около 22 часов начали прибывать полки и батальоны различных соединений. Практически вся артиллерия, пулеметы, танки, бронемашины были выведены из боя, и началась их погрузка. Но не все было так просто. Оказалось, что на морских транспортах отсутствовали подъемные механизмы, которые могли бы поднимать тяжелые орудия. Попытки разобрать орудия ни к чему не привели. С разрешения командарма артиллерийские орудия и тяжелая техника были уничтожены. Одной из последних уходила 95-я стрелковая дивизия. В 3.30 теплоход «Армения», имея на борту 5000 человек 95 сд, отшвартовался и ушел в море. За ним пошел «Калинин». Комдив с группой офицеров остался ждать последние подразделения, которые прикрывали отход дивизии. Около 4.15 показались бегущие красноармейцы 1-го батальона 161-го полка под командой капитана Катрича. Он был ранен в ногу, но шел позади батальона, опираясь на палку. Радость была неописуемая. Так как все корабли уже ушли, батальон был размещен на тральщике. Затем погрузилось прикрытие 241-го полка, подошла минометная рота 161-го полка, одиночные красноармейцы. Около 5 часов утра командование 95 сд погрузилось на катер № 119 и отправилось догонять свою дивизию. Город горел и был весь окутан дымом. Последний транспорт с войсками Одесского оборонительного района отошел от причала в 5.30 16 октября, и к вечеру 17 октября корабли почти без потерь прибыли в Севастополь.
|