Имя генерал-полковника Никандра Евлампиевича Чибисова незаслуженно не фигурирует рядом с именами прославленных советских военачальников. Он был старше других честолюбивых командиров, был еще царской, «непролетарской» закалки и всегда имел свое мнение. К тому же «по возрасту» он не участвовал в завершающем этапе войны и не снискал лавры одного из «освободителей Европы». Несколько раз он не выполнил прямых приказов вышестоящего командования.
В 1941 году он рисковал жизнью, приняв решение на отвод Приморской армии к Одессе. В результате Приморская армия не попала в окружение (как некоторые другие армии и целый Юго-Западный фронт) и прославила свое имя героической обороной Одессы, а позднее и Севастополя.
В июле 1942 года Чибисов поддержал введение трех танковых корпусов в разрыв между двумя армиями Брянского фронта, тем самым, заделав брешь в обороне фронта, ослабленного недальновидными весенними наступлениями, организованными вышестоящим командованием и Ставкой.
В сентябре 1943 года он самолично принял решение на захват плацдарма на Днепре в районе села Лютеж, который впоследствии «неожиданно» оказался основным, и с него началось победоносное наступление на Киев 3-й танковой армии и 38-й армии, но уже не под командованием Н.Е.Чибисова.
Могила Чибисова на Военном кладбище Минска
Только эти три факта из многих говорят о том, что Чибисов был выдающимся стратегом и тактиком, «реальным», как сейчас говорят, генералом.
Сегодня мы вспоминаем имя Никандра Евлампиевича Чибисова в связи со 122-й годовщиной рождения замечательного полководца.
|