Главная » 2015»Январь»17 » В Рязани простились с последним свидетелем злодеяний фашистов в Собиборе
02:35
В Рязани простились с последним свидетелем злодеяний фашистов в Собиборе
В октябре 43-го вместе с группой других пленных Алексею Вайцену удалось сделать, казалось, невозможное - вырваться на волю. Это было единственное успешное восстание в лагерях смерти, сообщает канал НТВ.
Именно Вайцен пять лет назад выступил ключевым свидетелем на процессе против надзирателя Собибора Ивана Демьянюка. Ветеран, у которого в Холокосте была уничтожена вся семья, заявил тогда суду, что лицо Демьянюка, как и лица других надзирателей, не забудет никогда.
С Алексеем Вайценом простились без воинских почестей. На заледеневшей площадке у подъезда типовой рязанской пятиэтажки - только родные и близкие покойного. Так тихо и буднично провожали сегодня в последний путь 92-летнего ветерана, которого без преувеличения можно назвать одной из легенд Великой Отечественной. В самом начале войны он был ранен, попал в плен и после долгих злоключений оказался в нацистском концлагере Собибор на территории Польши. Это была настоящая фабрика смерти.
Леонид Цейтлин, председатель Общественного совета Рязанского еврейского культурного центра «Хесед-Тшува»: «Это был лагерь уничтожения, там было все поставлено на большой поток. Там были газовые камеры, печи, в которых сжигалось все это. Туда фактически свозили для уничтожения пленных из всех лагерей Европы. В общей сложности там было уничтожено порядка 600 тысяч человек, в основном евреев».
В октябре 1943-го Вайцин был среди группы советских офицеров, которые организовали в Собиборе восстание - единственный успешный мятеж за всю историю концлагерей: перебили охрану и вырвались к своим.
Дмитрий Плоткин, старший помощник прокурора Рязанской области: «Примерно 400 человек тогда вырвались из лагеря. Гимлер, когда узнал об этом, послал самолеты, бомбардировщики. Плохо об этом говорить, но и польское население местное выдало многих и даже убивало. Из этого количества осталось в живых в итоге приблизительно 50 человек».
Алексей Вайцен продолжил воевать, был награжден медалью «За отвагу», орденами Красной Звезды, Славы и Отечественной войны, но своего участия в героических событиях никогда не афишировал.