Украинцы в 2013 году подали 46 заявок о предоставлении статуса беженца, в 2014 г. их было уже 2381, а в этом году - по последним доступным данным - еще 157. То есть около 2,6 тыс. украинцев с начала протестов на киевском Майдане, занятия Крыма русскими и начала вооруженного конфликта на востоке Украины, искало в Польше помощи и защиты.
Такой помощи, которая была обещана еще год назад, говоря о больницах, приготовленных для приема раненых и беженцев. Такой помощи, какую гарантировали польские политики с трибуны на Майдане. Хотя бы отчасти такой, какую получило более 200 поляков и украинцев с польскими корнями, эвакуированных из Донбасса, которым быстро стали выдавать первые карты постоянного пребывания.
До сих пор статус беженца не получил ни один украинец. Это, конечно, не означает, что все 2,6 тыс. заявок уже получили отказ. Таких отказов к концу прошлого года было 652, а в этом году еще 101, также для лиц с польскими корнями. В 392 случаях отказано, как правило, потому, что украинцы решали вернуться на родину, или намеревались выехать в другую страну ЕС. Хотя и трудно в это поверить, до сих пор лишь в 17 случаях польское государство признало, что беженцы из объятой боями Украины имеют право у нас находиться, и то не как беженцы, а только в рамках дополнительной защиты и разрешения на пребывание, т.е. с ограниченными правами и при помощи со стороны властей.
- Люди, которые сюда приезжают, действительно верят в то, что в Польше они смогут найти убежище, что здесь их жизнь как-то стабилизируется. Постоянно кто-то звонит мне через Skype и спрашивает, как сюда приехать и какие нужно подать документы, чтобы стать беженцем. А я вынужден постоянно объяснять, что это очень трудно, что такая защита не полагается каждому, кто бежал с территорий, охваченных боями, что сама война для чиновников слабый аргумент, - говорит Станислав Белей, украинец, который помогает варшавскому фонду "Спасение", занимающемуся мигрантами.
Как сообщило нам Управление по делам Иностранцев, в Польше по-прежнему находится 1787 беженцев из Украины, запрашивающих помощь и защиту. Шанс получить статус беженца у них ничтожно мал. Сама процедура подтверждения, что они имеют право стремиться получить такой статус, невероятно трудна. Но не потому, что польское государство себе ее выдумало и не хочет принимать беженцев.
Эту процедуру регулирует женевская конвенция, которая описывает, кто может просить о такой защите.
- Знают ли украинцы, как малы их шансы на успех?
- Нет. Кто-то им посоветовал, чтобы они приехали в Польшу и на границе просили о международной защите. С жесткой реальностью сталкиваются только на месте. - Вздыхает доктор Витольд Клаус, президент Общества Юридической Интервенции.
- А свои и так небольшие шансы часто хоронят уже в самом начале. На вопрос сотрудников пограничной службы о причинах выезда, они ссылаются на бедность, голод и отсутствие работы. И только потом добавляют про столкновения, преследования на религиозной почве, насильный призыв в армию молодых мужчин и подростков, - говорит Магдалена Карвовска, адвокат из фонда Спасение, и объясняет, что этот первый эмоциональный ответ часто бывает решающим.
- К сожалению, с самого начала от пересечения границы, как украинцы, так и другие иностранцы, выступающие с просьбой о предоставлении статуса беженца, находятся у нас в очень сложной ситуации. Не полагается им достаточно полноценная юридическая помощь, - объясняет Клаус
Управление по делам Иностранцев подготовило анализ, посвященный украинским беженцам. Скрупулезно перечисляя, что в 2014 г. составляли 34%. всех стремящихся получить статус беженца в Польше, а в этом году уже составляют 36%. Описывает основные типы этих беженцев. Больше всего, конечно, их с восточной Украины, то есть люди из Донецкой и Луганской областей, реже – из Харьковской, которые бежали перед боями.
Тип майданово-политический - это активисты, участвующие в демонстрациях, активные сторонники единства Украины, боящиеся преследования. Управление подсчитало, что их 12%. Тип крымский, 13% беженцев, составляют почти 50/50 украинцы и крымские татары, которые бежали с полуострова, опасаясь за свою судьбу из-за политических убеждений или вероисповедания - среди них есть мусульмане и протестанты. Меньше, всего 8% - представителей южной Украины, то есть из Херсонской, Николаевской и Одесской области. Они ссылаются, в основном, на страх перед занятием земель русскими.
Хотя официально ни один чиновник или политик не признается в этом, но за строгим чтением правил не в пользу беженцев стоят и деньги. Хотя упомянутые пособия для ожидающих решения о предоставлении статуса беженца не огромные, выплачивать их необходимо каждому, кто в такой статус вступает. – Размер пособия, выплачиваемого им в течение времени ожидания решения, не менялся с 2005 г., и в случае, если речь идет о семье из четырех человек либо большей, которая решает жить вне учреждения для иностранцев, составляет 375 злотых в месяц на человека. За эти деньги нужно снимать квартиру и содержать себя, - объясняет д-р Клаус.
Стоит денег также содержание центров для иностранцев. Государство платит за проживание в таком комплексе (одна комната на семью или нескольких одиноких человек), коллективное питание (или денежный эквивалент в размере 9 злотых в день), единовременное денежное пособие в размере 140 злотых на покупку одежды и обуви, 20 злотых в месяц на покупку средств гигиены, деньги на карманные расходы, на изучение польского языка и материалы для этого обучения, учебные пособия для детей, билеты на проезд в отдельных случаях. Кроме того, им предоставляется медицинская помощь. Выплаты действительно скромны; пособия для мигрантов составляют всего лишь 40 злотых в день.
Источник
|