170 лет назад, 9 февраля 1845 г. по ходатайству генерал-губернатора Новороссийского края Михаила Семеновича Воронцова все управление пароходами на Черном и Азовском морях как внутренних линий, так и заграничной линии (Одесса - Константинополь) было объединено в одну организацию - Новороссийскую пароходную экспедицию, сокращенно – Одесская экспедиция. В состав Одесской экспедиции входили суда «Наследник», «Митридат», «Андия», «Дарго», «Бердянск», «Таганрог», «Петр Великий», «Таганрог», «Луба», «Тамань», «Граф Воронцов» и др., ходившие по внутренним черноморским и азовским линиям. Еще в 1843 году для первой черноморской международной пароходной линии Одесса - Константинополь в Англии были заказаны 4 пароходофрегата с паровыми машинами мощностью в 250 л. с.: «Одесса», «Херсонес», «Крым» и «Бессарабия». Их конструкция отличалась повышенной надежностью и позволяла использование как и в коммерческих, так и в военных целях. Вплоть до 1853 года, когда началась война с Турцией, пароходофрегаты исправно служили «Новороссийской пароходной экспедиции», регулярно перевозя под пакетботным флагом почту, пассажиров и торговые грузы между Одессой и Константинополем, и выходя в рейсы каждые десять дней. Во время Крымской войны они были довооружены и вошли в отряд пароходофрегатов Черноморского флота, моряки которого героически проявили себя во время обороны Севастополя и затопили часть своих кораблей, в том числе пароходофрегаты «Крым», «Одесса», «Бессарабия» и железный пакетботный пароход «Эльборус» на Севастопольском рейде в августе 1855 года, чтобы те не достались неприятелю.
Во время Крымской войны Черноморский торговый флот понес потери: в частности, в исправном состоянии оставалось восемь паровых судов. В сложившихся условиях деятельность Одесской экспедиции не возобновлялась. Вместо этого для развития регулярного, или срочного, пароходного движения на Чёрном море в 1856 году на её основе было создано акционерное общество: «Русское Общество Пароходства и Торговли» (РОПиТ). Одесская главная контора общества разместилась в бывшем дворце И.О. Витта на ул. Ланжероновская.
|