Педагоги районного центра Щорс (Черниговская область), которые ездят на работу в села, специально меняют деньги, чтобы рассчитываться в автобусах «без сдачи».
Директор Кучиновской ООШ Наталия Шевченко и шесть ее коллег заранее готовят по 5 гривен.
- До Рогозок - в два раза дороже. Каждый день на дорогу (туда и обратно) идет двадцатка, - говорит директор Рогозковской ООШ Ярослав Крот. - За учебный год - это почти две зарплаты. Но так намного дешевле, чем машиной.
Считается, что им везет. Недалеко, недорого и всегда есть вариант, как добираться: и Кучиновка, и Рогозки находятся на черниговской трассе. Через села ездят и маршрутки, и рейсовые автобусы. Пройти надо только от остановки.
- У меня самые удачные дни - вторник и пятница: не надо думать, как добираться на работу - коллега подвозит машиной, - рассказывает 29-летняя щорсовчанка Валентина Еременчук, преподаватель начальных классов Новомлынской школы. - Остальные три дня - как придется. Когда тепло, еду велосипедом. Напрямик. Из Щорса до Займища - 5 километров, дальше - через лес, это еще примерно столько.
Зимой - на перекладных и в объезд. Доезжаю маршруткой до поворота за Кучиновкой - и пешком (с полдесятка километров) до Лосевой Слободы. Там сажусь в школьный автобус, который везет учеников в Новые Млыны. Когда погода хорошая, пешеходные прогулки - как физкультура. А если дождь, снег в лицо или ветер с ног валит, хорошего мало.
Домой - точно также. В 16.00 надо быть на трассе - чтобы успеть на маршрутку, которая идет из Чернигова. Когда ненастье, могу и опоздать. Тогда вся надежда на то, что удастся остановить попутку.
По словам начальника отдела образования Щорской РГА Татьяны Булденко, школьными автобусами к месту работы добираются 62 учителя.
- Автобусов у нас 12, - продолжает Татьяна Андреевна. - Один сейчас задействован в зоне АТО. Все далеко не новые. Но на ходу.
Еще 19 педагогов ездят своим транспортом или пользуются услугами рейсовых перевозчиков. Валентина Еременчук - одна из них. Вернувшись после работы в Щорс, она, не заходя домой, спешит в сад за ребенком. Муж у нее - дальнобойщик, больше бывает в поездках, чем дома. Для подготовки к урокам и решения бытовых проблем у молодой женщины - вечер, который часто плавно переходит в ночь.
37-летняя Галина Савченко, учительница украинского языка и литературы, работает уже второй год в Савинской школе Корюковского района. Добирается она из райцентра (16 км), чем может, чаще всего - попутками. При этом она не опаздывает.
Почти так же ездит сеять «доброе, мудрое, вечное» на расстояние 22 километра из Городни в Великий Листвен 31-летняя учительница химии и биологии Юлия Аношенко: школьным автобусом до Пекуровки, пешком - до Политрудни. С постоянной надеждой, что успеет, что кто-то подвезет. И с постоянным риском - ведь в дороге всякое может случиться.
- А что делать? - вздыхает Юлия Анатольевна. - Я уже привыкла. Должна зарабатывать. У меня - ребенок.
Кроме Великолиственской, у нее уроки еще и в Ивашковской школе. Туда добирается рейсовым автобусом.
- Это - совсем другое дело. Села и поехала, никаких проблем...
Вот так и живут учителя Черниговской области. И это только некоторые примеры. А ведь проблемы, поднятые журналисткой Анной Ефименко в газете "Гарт" от 12 февраля 2015), на которую ссылается сайт www.gorod.cn.ua, касаются подавляющего большинства украинских учителей.
|