Лавочкин Семен Алексеевич (1900 – 1960) – советский авиационный конструктор, генерал-майор инженерно-авиационной службы, дважды Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Сталинской премии.
В 1939 – 1940 годах под руководством Владимира Горбунова в ОКБ-301 (город Химки Московской области) был одним из инициаторов и участников создания советского современного самолёта-истребителя ЛаГГ-3 из дельта-древесины.
Вместе с Владимиром Горбуновым и Михаилом Гудковым в 1939 году получил служебное звание – главный конструктор по самолётостроению.
Ряд последующих моделей этого самолёта — Ла-5, Ла-7 и различные их модификации, созданные уже в ОКБ-21 под руководством Лавочкина в городе Горьком (назначен начальником ОКБ 23 ноября 1940 года), обнаружили высокие боевые качества и сыграли важную роль в ходе Великой Отечественной войны.
Удостоен Сталинской премии первой степени в 1941 году вместе с Горбуновым и Гудковым за создание истребителя ЛаГГ-3 по итогам 1940 года.
В 1943 году удостоен звания Героя Социалистического Труда и стал лауреатом Сталинской премии первой степени за создание истребителя Ла-5.
В октябре 1945 года после возвращения из города Горького назначен начальником ОКБ-301 в городе Химки Московской области (ныне ФГУП «Научно-производственное объединение имени С. А. Лавочкина»).
В 1946 году за Ла-7 удостоен Сталинской премии второй степени.
Ленинград (сегодня – Санкт-Петербург). Город на северо-западе Российской Федерации, на побережье Финского залива и в устье реки Невы.
В дни Великой Отечественной войны жители города и оборонявшие его войска проявили беспримерные Героизм и стойкость. Уже 8 сентября 1941 года противник вышел к Ладожскому озеру, захватил Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы, и блокировал Ленинград с суши. Этот день принято считать началом блокады города, осуществлявшейся германскими и финскими войсками. Почти 900 дней и ночей в условиях полной блокады города жители не только удержали город, но и оказали огромную помощь фронту. За годы блокады погибло, по разным данным, от 650 тысяч до 1,2 миллиона человек. В результате встречного наступления Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано, но только 27 января 1944 года блокада города была полностью снята. После снятия блокады, в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей.
6 мая 1965 года городу Ленинграду присвоено звание «Город-Герой» (впервые так назван в приказе Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР И. В. Сталина от 1 мая 1945 года.
Лидице – шахтерский поселок в Чехии, в 20 км к западу от Праги. 10 июня 1942 уничтоженный по требованию немецкого правительства.
Непосредственным поводом для расправы явилось убийство Райнхарда Гейдриха, протектора Богемии и Моравии, совершённое 27 мая 1942 в Праге. По указу группенфюрера СС Карла Германа Франка, начальника СС и полиции Праги, жители поселка были обвинены в укрывательстве чехословацких патриотов, совершивших покушение.
10 июня 1942 года подразделения 7-й добровольческой дивизии СС «Принц Евгений» окружили Лидице ; всё мужское население старше 15 лет (172 человека) было расстреляно, женщины (172 чел.) были отправлены в концентрационный лагерь Равенсбрюк (из них 60 погибли в лагере). Из детей (105 чел.) были оставлены дети возрастом до одного года и дети, годные для онемечивания. Остальные 82 ребёнка были уничтожены в лагере смерти близ Хелмно, еще 6 детей умерли. Все строения посёлка были сожжены и сровнены с землёй. К утру 11 июня посёлок Лидице представлял собой лишь голое пепелище. Несколькими днями позже подверглась разрушению деревня Лежаки близ Пардубице; все мужчины этой деревни также были убиты.
В 1945 году на месте Лидице был построен музей. Рядом с ним — новый посёлок (выстроен в 1945 – 1949). Ныне в Лидице проводятся выставки искусства, посвященные памяти жертв нацизма.
Трагедия в Лидице стала для многих призывом к борьбе с нацизмом, символом объединения антифашистских сил Европы. Некоторые города в Латинской Америке и США названы в честь Лидице; во многих европейских городах есть Лидицкие улицы.
|