Суббота, 20.04.2024, 13:56
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Читайте также:
Дождитесь материалов....
Последние новости
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38
Статистика
Главная » 2015 » Май » 5 » День печати
09:41
День печати

Более 100 лет назад, 5 мая 1912 года увидел свет первый номер «Правды»

У истоков российской политической печати, а позднее - и советской, была и Одесса. Здесь первые издения появились более 100 лет назад. В правление одесского градоначальника Александра Федоровича Ланжерона появилась первая газета нашего города «Мессаже де ля Руси меридиональ» («Вестник Южной России»), или «Коммерческий листок».

Первый номер газеты, разрешенной правительством, появился 192 года назад, в апреле 1820 года. Первым редактором был соотечественник Ланжерона Жан Даваллон. В дальнейшем в городе появились «Одесский вестник» и «Коммерческий курьер Новороссии»…

Что первые газеты Одессы выходили на двух языках — французском и русском. Это объяснялось, в частности и тем, что стремление насытить молодой город информацией проявилось в возникновении большого числа книжных магазинов, владельцами которых были французы — Жан Рубо, Жозеф Сорон и ряд других.

Позднее, в дореволюционной России, когда в других городах число периодических изданий не дотягивало порой и до десяти, в Одессе их количество перевалило за две сотни. Естественно, это создавало предмет жесточайшей конкуренции, и издатели предпринимали самые разнообразные методы для завладения умами горожан: от компроматов на влиятельных лиц города до привлечения в авторы знаменитых писателей, поэтов и публицистов.

В 1872 году семью одесских периодических изданий пополнила газета, страницы которой содержали как местные, так и международные новости, а также интервью, сатирические рассказы, анонсы и рецензии на спектакли и концерты. Газета называлась «Одесский листок». Она стала первой по-настоящему политической газетой, взявшись за публикацию именно политической жизни города и, как следствие, получила существенный рост тиражей. В конце 1890 – х годов ее тираж составлял 10 тысяч экземпляров и более, что делало «Одесский листок» крупнейшей русской провинциальной газетой. После революции 1905 года тиражи стали доходить до 40 тысяч в день.

«Одесский листок» размещался на Ланжероновской, 8, рядом со зданием Оперного театра, в доме, богато украшенном скульптурой и лепниной, с часами на небольшой башенке, что по тем временам было редкостью. Здание примечательно тем, что в 1891 году перед его стенами появился первый в России автомобиль, принадлежавший Василию Васильевичу Навроцкому — редактору и издателю упомянутой газеты. Это был самодвижущийся экипаж марки «Бенц» мощностью 2,5 лошадиных силы.

Редактор позволял своим журналистам выбирать «цель», невзирая на чины и звания. Ввиду этого, после разоблачений «летели головы» городских чиновников. Оказывается, власти Российской Империи серьезно реагировали на критику, в результате чего, например, тогда были отстранены от должностей начальник казначейства, директор театра и многие другие чиновники.

Интересно то, что Навроцкий стал известной персоной в обществе. Доходы газеты позволяли ему закупать не только невиданную по тем временам технику, но и построить бесплатные приют и столовую для малоимущих писателей, журналистов и художников. Благотворительность тогда была не «имиджмейкерством» (как сейчас), а образом жизни… Поэтому для многих известных литераторов было честью сотрудничать с «Одесским листком». Его авторами были И. Бунин, А. Куприн, Л. Кармен (отец знаменитого кинооператора Романа Кармена), М. Горький и другие.

Одним из авторов «листка» был и впоследствии знаменитый детский писатель Корней Иванович Чуковский, для которого знакомство с газетой началось намного раньше. Когда мальчик болел скарлатиной, ему, ученику второго класса прогимназии, приносили каждый день свежий номер газеты. Тогда он и увлекся журналистикой. Но настоящее начало журналистской деятельности Чуковского приходится на период его сотрудничества с «Одесскими новостями» (июль 1901 года) — со скромного обзора новейших литературных новинок, подписанного инициалами Н. К. (Николай Корнейчуков).

В 1903 – 1904 годах в качестве корреспондента «Одесских новостей» Чуковский был направлен в Лондон. Почти ежедневно он посещал бесплатный читальный зал библиотеки Британского музея, где читал английских писателей, историков, философов, публицистов. Это помогло писателю впоследствии выработать собственный стиль, который потом называли парадоксальным и остроумным.

В 1905 году Чуковский стал одним из немногочисленных журналистов, которые освещали летние события, в том числе связанные с восстанием на броненосце «Потемкин». Молодой журналист был среди тех, кто бежал по Гигантской (сегодня — Потемкинской) лестнице в порт. По его словам, уже в середине дня 15 июня верхнюю площадку лестницы перекрыли казаки. А 16 июня Корней Чуковский написал в своем дневнике: «Началась бомбардировка. Броненосец норовит в соборную площадь, где казаки. Бомбы летают около. В городе паника. Я был самым близким свидетелем всего, что происходило 15 – го».

В дальнейшем об этом дне вышли две публикации Чуковского: первая — в «Биржевых ведомостях» через год после описываемых событий, вторая — в книге «Из воспоминаний», вышедшей в 1958 году.

* * *

…Одесса — уникальный город. Уникальность эта заложена в его ее архитектуре, людях, которые здесь жили и продолжают жить, в ее исторической славе. А в конце ХІХ века по воле чиновников Одесса чуть было не стала единственным городом, одним из редакторов газеты которой был бы лауреат Нобелевской премии. Я имею в виду Ивана Андреевича Бунина, который едва не стал редактором одесского «Южного обозрения».

Состоя в дружеских и родственных отношениях с одесскими издателями, Бунин писал для газеты свои материалы. А печататься он начал с июля 1898 года, когда в четвертый раз прибыл в наш город. Среди знакомых Бунина были люди, которые стремились сделать из «Южного обозрения» издание, в котором бы работали самые лучшие журналисты России. Одним из главных инициаторов такой программы был владелец «Обозрения» Н. П. Цакни, на дочери которого женился Бунин.

Весьма интересно, что руководство города, пользуясь тогда своей привилегией участвовать в утверждении редакторов газет и журналов, решало, как сделать так, чтобы Бунин не стал главным редактором не очень удобной властям упомянутой газеты. Окончательный вердикт выносило Главное управление по делам печати, которое и запросило Департамент полиции и одесское градоначальство, не имеются ли у них какие-либо сведения, препятствующие удовлетворению ходатайства о назначении Бунина. Сведений не нашлось, и Бунин был готов приступить к исполнению обязанностей главреда. Только это не устроило начальника Главного управления по делам печати М. П. Соловьева, отклонившего заявление Бунина, ссылаясь на отсутствие у последнего высшего образования.

Бунин остался в газете на правах автора и, несмотря ни на что, привел в газету талантливого автора — Валерия Брюсова. В 1899 году, благодаря посредничеству Бунина, Брюсову удалось опубликовать цикл стихотворений «Картинки Крыма» (14 февраля и 19 сентября). Весной того же года в издании появились его переводы из западноевропейских поэтов. Что же касается Бунина, то он покинул Одессу в начале ХХ века. Потом часто бывал в нашем городе, но больше с «Южным обозрением» не сотрудничал.

В бурные годы, которые отметили переход от ХІХ к ХХ веку, появилось издание, призванное сплотить раздробленное революционное движение в России, а в конце 1900 года в немецком Лейпциге появился первый номер газеты «Искра». Век этой газеты был довольно короток: с декабря 1900 года по октябрь 1905 года вышло всего 112 номеров газеты, которые печатались в Мюнхене, Лондоне и, наконец, в Женеве. Говоря о нашем городе, надо сказать, что «Искре» отводилась серьезная роль в пропаганде идей марксизма на Юге России. Иначе, как объяснить тот факт, что в Одессе, куда газету переправляли через Болгарию и Румынию, находилась представительница издания Розалия Землячка (наст. фамилия Залкинд). Она, как сейчас говорят, курировала распространение газеты в Одессе и Екатеринославе (Днепропетровск) с населением почти в полмиллиона жителей. В память о газете и о времени, когда она была печатным органом РСДРП, в одесском микрорайоне Таирово некоторое время существовал проспект Ленинской «Искры», названный впоследствии проспектом Маршала Жукова.

Революционные 1905 – 1907 годы внесли свои коррективы в рабочее движение России. Ее социал-демократам понадобилось несколько лет, чтобы создать новый рупор революции. 100 лет назад, 5 мая 1912 года вышел первый номер «Правды», новой газеты рабочих, созданной по указанию Ленина. Появление этой газеты стало настоящим праздником для рабочих, хотя и вызвало полемику в верхах социал-демократов. Дело в том, что с 1908 до апреля 1912 во Львове, а затем в Вене уже издавалась социал-демократическая газета «Правда», популярная среди рабочих. Редактором той «Правды» был… выпускник Одесского реального училища Святого Павла Лейба Давидович Бронштейн, известный в советской истории как Лев Давидович Троцкий. Примечательно и то, что первый срок за революционную деятельность Троцкий получил именно в нашем городе.

Выход в 1912 году еще одной «Правды» привел к тому, что соперники (хотя и товарищи по партии) обратились к немецким социалистам в качестве третейских судей. В этом споре победило ленинское издание. В честь появления «Правды» было решено считать 5 мая праздником рабочей печати. Несмотря на то, что «Правда» Ленина была третьей по счету пролетарской газетой после «Искры» и «Правды» Троцкого, именно она положила начало празднику журналистов — Дню печати. Этот праздник впервые отметили в 1914 году, а, начиная с 1922 года, когда «Правде» было 10 лет, День Печати стали отмечать ежегодно.

После Октябрьской революции «Правда» дала крепкие всходы в виде «Пионерской правды», «Комсомольской правды», «Правды Украины» и многих других «правд».

Возвращаясь к прессе Южной Пальмиры и к тому, кто ее «делал», надо отметить, что после октябрьских событий 1917 года многие журналисты дореволюционной поры подались в другие города, а многие продолжили и закончили свой путь в Москве. Целая плеяда одесситов пополнила ряды «Гудка»: Илья Ильф, Евгений (Петров) и Валентин Катаевы, Юрий Олеша, Лев Славин и другие.

22 июня 1941 года внесло существенные коррективы в ход жизни страны Советов, которую описывали в своих книгах, очерках, стихотворениях, повестях и романах журналисты. В первые дни Великой Отечественной войны стали военными корреспондентами Аркадий Гайдар, которого связывает с нашим городом история написания повести «Судьба барабанщика», и Евгений Петров, один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка». 2 июля нынешнего года исполнится 70 лет со дня гибели еще одного фронтового корреспондента, нашего земляка Евгения Петрова. Особое место в короткой фронтовой биографии Петрова было отведено защитникам Севастополя, в частности, боевым действиям лидера «Ташкент». Катаев находился на его борту во время его последних часов. Мужеству экипажа журналист Е. Петров посвятил свой очерк «Прорыв блокады», в котором рассказал о беспримерном переходе по маршруту Новороссийск — Севастополь — Новороссийск «голубого крейсера» (как называли на Черноморского Флоте «Ташкент» за голубоватый цвет, в который был выкрашен эсминец).

Брат Евгения Петрова был военным корреспондентом «Правды», «Красной Звезды» и «Совинформбюро». Знакомство с жизнью солдат позволило Катаеву издать книгу «Военные рассказы» (1942 год), пьесу «Отчий дом» (1944 год), а после войны — повесть «Сын полка» о подростке на войне. Кстати, с легкой руки Катаева в Красной Армии появилось понятие «сыновей полка», а само явление стало массовым.

Среди 30 тысяч имен людей, награжденных медалью «За оборону Одессы», мы находим имя фронтового корреспондента газеты «Боевое знамя» Константина Симонова. Он приехал в осажденную Одессу в сентябре 1941 года, а 25 – го числа в областной газете «Чорноморська комуна» появилось стихотворение Симонова «Защитникам Одессы», посвященное Григорьевскому десанту… Уже после войны К. Симонов написал повести «Левашов» и «Двадцать дней без войны», где прототипами главных героев стали защитники Одессы.

А когда закончилась война, корреспонденты приступили к освещению мирной жизни — восстановлению разрушенного хозяйства, освоению целины, полетов в космос, штурме горных и спортивных вершин.

Сегодня можно много говорить о том, что пресса в СССР была идеологически заангажированной, что в ней печаталось только то, что было угодно властям. Только несомненным является то, что газетными и журнальными полосами были охвачены все слои и возрасты населения, «Мурзилка», «Веселые картинки», «Барвінок» тому подтверждение. Можно идеологию помещать в издания для подростков и взрослых? А какая идеология в журналах для самых маленьких? Все, что в них было — это доброта, призыв помогать тем, кому эта помощь нужна, и только…

Использован материал Час Пик

Просмотров: 335 | Добавил: PlanetaDaily | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Моя мозаика
Наши друзья
Реклама
Вход на сайт
Теги для поиска:
#Одесса #спорт #Чехия #Франция #праздник #футбол #Австрия #Греция #экология #Херсон