Юбилей на фоне войны – это уже не праздник, а диагноз. Именно таково мнение востоковеда Елены Супониной в дни, когда государству под названием Йемен исполняется 25 лет. 25-я годовщина объединения двух частей сегодняшнего Йемена - Севера и Юга – это не повод для торжеств, а напоминание о вопросе, ответ на который надо дать уже сейчас, считает специалист.
21 мая 1990 года законодатели двух соседних государств, Народно-Демократической Республики Йемен (Южный Йемен) и Йеменской Арабской Республики (Северный Йемен) договорились о тексте единой конституции. А днем спустя, 22 мая, президент Али Абдалла Салех, прибыв специально для этого из северной столицы Саны на юг в Аден, объявил о создании единого Йемена. Вице-президентом новой страны стал генеральный секретарь Йеменской социалистической партии Али Салем аль-Бейд.
Ряд исследователей считает, что к объединению стороны подтолкнуло обнаружение нефтяных месторождений в соседних провинциях Мареб (Северный Йемен) и Шабва (Южный Йемен). То есть как раз в центре, на самой границе между Севером и Югом (а скорее, можно сказать, между Западом и Востоком).
К тому же в свои лучшие времена южане сами стремились к объединению не меньше, чем северяне, что даже приводило к военным авантюрам, например, весной 1979 года. Южане объясняли сомневающимся кураторам в Москве, что "в Великом Йемене будет легче построить социализм", ну а в случае неудачи "советские товарищи все равно помогут", что в итоге и произошло.
… А сегодня, пока Саудовская Аравия с союзниками воюют в Йемене против тяготеющих к Ирану йеменских племен, в тени оказалась еще одна линия раскола: между Югом и Севером Йемена. Но это до поры до времени. Безвластие и беспорядки углубляют трещину между этими частями страны.
Полный текст статьи по адресу ria.ru/analytics/
|