21 июня в дачном поселке Кунцево (сегодня - территория Москвы) Казимир Малевич написал картину «Черный квадрат», которая со временем стала одной из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве.
«Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции; является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Черный круг» и «Черный крест».
Супрематические работы были написаны Малевичем для итоговой футуристической выставки «0,10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года в «Художественном бюро Н.Е. Добычиной». Художникам, участвовавшим в этой выставке, была предоставлена возможность выставить много работ. Друг Малевича, художник Иван Пуни писал ему:
«Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только». Тридцать девять супрематических картин занимали отдельный зал выставки. Среди них, на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах обычно вешают иконы, висел «Черный квадрат».
Этой экспозицией художник демонстрировал главный модуль новой пластической системы, стилеобразующий потенциал супрематизма.
Три основные супрематические формы - квадрат, круг и крест, были эталонными, стимулируя дальнейшее усложнение супрематической системы, рождая новые супрематические формы. «Черный круг» и «Черный крест» были созданы одновременно с «Черным квадратом», экспонировались на той же выставке, представляя, вместе с квадратом, три основных элемента супрематической системы.
Казимир Малевич
Попытки убежденных поклонников одного лишь фигуративного искусства, считающих, что художник вводит их в заблуждение, исследовать полотно на предмет нахождения иного изначального варианта под верхним слоем живописи совершались неоднократно. Однако, технологическая экспертиза не подтвердила наличие никакого иного изображения на этом холсте.
В названии выставки, по замыслу К.С. Малевича, фигурировало число 10 - предполагаемое количество участников, а также "нуль форм", в знак того, что экспонируя "Чёрный квадрат", художник "собирается свести всё к нулю, и после переходит за ноль". В марте 1916 года на выставке «Магазин», куда ее организатор Владимир Татлин, постоянный оппонент Малевича, не принял его супрематических работ, тот сам появился на вернисаже с нарисованным на лбу нулём; чтобы этот знак всё-таки присутствовал на выставке.
Источник
|