То была самая кровопролитная война, которую вели на просторах от Баренцева до Черного моря, от Карпат до Волги... 27 миллионов жизней - таков итог хищнической войны, которую вел фашизм против советского народа.
Сегодня во многих странах пытаются переломить ход истории. По-своему. Лидеры стран пытаются внедрить в мировые умы мысль о том, что это Советский Союз затеял войну и напал на Европу. Но, надо признать, что у таких крикунов ничего не выйдет и вот, почему...
22 июня 1941 года на берегах Прута, Западного Буга, Дуная и Днестра врага встретили пограничники Бреста, Измаила и других городов. Они были первыми. Несколькими часами позднее к ним присоединились летчики, моряки, артиллеристы.
…22 июня полк подняли по тревоге. Экипажи ринулись к своим самолетам. С полной выкладкой побежали механики с винтовками, скатками, противогазами. Летчики и штурманы пока налегке (оружие и снаряжение им привезут из штаба полка).
За последнее время тревоги были обычным явлением. К ним уже все привыкли. Расчехлив машины, проверив заправку бензином и маслом, подвесив бомбы, люди получили команду: «Самолеты рассредоточить, подготовить к вылету и замаскировать !». Такого еще не было…
А время шло. Солнце поднималось все выше. Уже теплым ветром осушило росу, разогнало туманную дымку. Когда все было закончено, все подготовлено к вылету, на стоянку пришел заместитель командира скоростного бомбардировочного авиаполка капитан Хорошилов и приказал построить людей. Речь его была краткой:
– Отбоя тревоги не будет. Война. Войска фашистской Германии нарушили нашу границу… Руководящий состав ко мне ! Получить боевое задание !
Для Владимира Александровича начиналась вторая война. За плечами 30-летнего Героя Советского Союза была уже финская кампания, во время которой выходец из семьи одесского рабочего совершил 45 боевых вылетов.
Собрав командиров, штурманов эскадрилий и их заместителей, Хорошилов развернул планшет с уложенной в нем картой... Но летать в тот день не пришлось никому, как и в последующие дни ...
В первые часы войны бомбовые удары врага пришлись по самым важным стратегическим объектам: аэродромам, портам, заводам. Многие командиры, ожидая приказа из Москвы, так и не вступили в бой. И тут надо отдать должное тем командирам разного уровня, которые на свой страх и риск, в самый канун боевых действий принимали решения, шедшие вразрез с официальной доктриной Кремля.
22 июня 1941 года вражеская авиация разбомбила постоянный аэродром размещенного в Молдавии 55-го авиаполка Одесского военного округа. В результате налета уничтоженным оказался… только один самолет, не успевший накануне перелететь на запасной аэродром из-за поломки. Спасение эскадрильи стало возможным только благодаря смелости и инициативе начальника штаба округа генерал-майора Матвея Васильевича Захарова, направившего машины на запасной…
После тех событий он занял должность начальник штаба главного командования Северо-Западного направления (июль – август 1941 года), затем, в августе – декабре 1941 года – заместителя начальника Главного Управления тыла Красной Армии. В дальнейшем он возглавлял штабы Калининского, Резервного, Степного фронтов. Под его руководством были разработаны около двух десятков наступательных операций.
…Летчики в течение почти четырех месяцев громили фашистские полчища на подступах к Одессе. За оборону города генерал авиации, командующий ВВС округа Ф. Г. Мичугин был удостоен ордена Красного Знамени.
* * *
В своих воспоминаниях Николай Иванович Крылов о первых часах войны писал так: «Война застала эти полки и дивизии, если не на рубежах, которые надлежало занять, то уже на марше к ним. Авиация избежала благодаря этому больших потерь (от бомбежек во всем округе погибло в первый день войны всего три самолета). А управление войсками округа было к этому времени перенесено на заранее оборудованный полевой КП».
Будущий Маршал Советского Союза встретил Великую Отечественную войну в должности начальника штаба Дунайского укрепрайона на южном участке советско-румынской границы. Его подчиненные вступили в бой с румынскими войсками в первый же день войны, отразив попытки противника перейти границу СССР. Войска были отведены с границы только после возникновения угрозы захвата врагом Одессы.
В начале июля полковник Н.И. Крылов был назначен заместителем начальника оперативного отдела Приморской армии. В условиях нехватки командиров в окруженной Одессе, с 11 августа стал начальником оперативного отдела армии, а уже с 21 августа – начальником штаба Приморской армии. В этой должности прошел от начала до конца оборону Одессы и оборону Севастополя.
* * *
48-й стрелковый корпус, расквартированный в том же округе, также вступил в бой в первые дни войны. Командир соединения Родион Яковлевич Малиновский организовал отступление таким образом, что ему удалось сохранить боеспособность корпуса.
В дальнейшем, в мае 1944 года, почти через три года войны, судьба свела Захарова и Малиновского, принявшего командование 2-м Украинским фронтом. До самого конца войны с Германией, а потом и до победного триумфа над Японией, они воевали вместе, став дважды Героями Советского Союза.
* * *
Разными путями добирались до рубежей своей славы бойцы и командиры Красной Армии: в 1937 – 1938 годах военным советником в республиканской Испании был Р. Я. Малиновский, на различных штабных должностях служил М.В. Захаров.
Осенью 1939 года в ряды Красной Армии был призван студент 4-го курса Ивановского художественного училища Алексей Тяпушкин. Направили 20-летнего новобранца артиллеристом в расчет 152-мм гаубицы, с которой он участвовал в прорыве «линии Маннергейма» в период советско-финской войны 1939 – 1940 годов.
В первые же дни Великой Отечественной его 265-й полк под руководством майора Н. В. Богданова сорвал попытки противника форсировать Прут с ходу. Противник быстро оценил роль этого полка в обороне и изо дня в день бомбил с воздуха те участки левого берега, откуда артиллеристы только что вели огонь. Но полк не имел потерь ни в людях, ни в орудиях, что стало следствием огромной работы, проделанной артиллеристами до войны: каждая батарея имела несколько хорошо оборудованных огневых позиций, которые могла менять.
В дальнейшем было отступление из Бессарабии, первые бои на берегах Днестра и танки, подбитые и отошедшие восвояси. За два с половиной месяца боев на подступах к Одессе полком было уничтожено более 6000 солдат и офицеров противника, до 40 танков и более десятка батарей противника.
* * *
Из Северной Карелии в Молдавскую Автономную Республику пролег путь 95-й стрелковой дивизии, которая к 22 июня 1941 года занимала оборону на рубеже Петрешты – Леово. Отступая с боями и неся потери, дивизия 15 июля заняла оборону на подступах к Кишиневу, на рубеже Пашканы-Микауцы-Быковец-Манойлешты. В ночь на 20 июля дивизия переправилась на левый берег реки Днестр и заняла оборону Григориополь-Тирасполь. В ходе обороны Молдавии дивизия вела бои с частями 4-й румынской и 11-й немецкой армий. В дальнейшем личный состав дивизии принял участие в обороне Одессы и Севастополя.
* * *
22 июня на рассвете казармы в Рени были разрушены огневым налетом дальнобойных батарей противника из-за реки. Перед румынскими и немецкими частями ставилась задача: форсировать Прут и Дунай с целью оттеснить советские войска из треугольника Болград – Рени – Измаил, а, при возможности, отсечь их выходом на Татарбунары и взять в окружение. Так начала «свою» войну 25-я Чапаевская дивизия, которой в день начала войны командовал Захарченко Афанасий Степанович. Позднее, уже в дни обороны Одессы, ее водил в бой Иван Ефимович Петров. Об этом человеке много написано. Только хочется добавить следующее. У этого замечательно командира были как победы, так и неудачи, без которых не обходится ни одна война. Однако, в отличие от С.М. Буденного, К.Е. Ворошилова и некоторых других военачальников, на которых лежит серьезная доля ответственности за поражения 1941 – 1942 годов, генерал Петров несколько раз пострадал. Тем не менее, удачных войсковых решений у Ивана Ефимовича было больше: в течение четырех недель в июне – июле 1942 года его блокированный гарнизон Севастопольского оборонительного района отражал наступление превосходящих сил немецких войск под командованием Э. Манштейна. Войска фронта под командованием И.Е. Петрова успешно участвовали в Новороссийско-Таманской операции, Новороссийской десантной операции, в боях при освобождении Таманского полуострова, городов Майкоп, Краснодар и Новороссийск. В отличие от многих генералов и маршалов, звание Героя Советского Союза генерал Петров получил только в конце мая 1945 года. В то же время, только заступничество Г.К. Жукова спасло от гибели после неудачной Харьковской операции 1942 года И. Х. Баграмяна, который был начальником штаба Юго-Западного фронта.
Возвращаясь к личности И.Е. Петрова, надо указать на то, что при обороне Одессы в огромной мере раскрылся его талант организатора обороны сначала вверенной ему дивизии, а потом и Отдельной Приморской армии (хотя, по правде говоря, по своей численности она не дотягивала и до корпуса).
* * *
В рядах 25-й Стрелковой Дивизии свой первый бой принял человек удивительной судьбы – Лазарь Израйлевич Шейнин – комиссар отдельного артиллерийского дивизиона, а затем – комиссар 287-го стрелкового полка дивизии. Во время эвакуации войск из города, 287-й стрелковый полк прикрывал их отход.
Остатки полка на последнем корабле под непрерывной бомбежкой ушли в Севастополь. Здесь, в Севастополе, в одном из тяжелых боев под деревней Шура Лазарь Израилевич был тяжело ранен и в бессознательном состоянии захвачен немцами, но бойцы сумели отбить у противника своего комиссара, и спасли его от верной гибели. За этот бой Лазарь Израилевич получил свою первую боевую награду – орден Красной Звезды. Окончив войну полковником, Л.И. Шейнин был награжден семью орденами, среди которых два ордена Александра Невского (за прорыв блокады Ленинграда и за бои на Нарвском плацдарме).
Это рассказ только о некоторых воинах, которые встретили врага 22 июня, начав долгий путь своей Родины к Победе над врагом.
Источник
|