Основанный в 1875 году поначалу Одесский Черноморский яхт-клуб был благородным собранием представителей самых богатых и аристократических семейств города. Этот период истории клуба хранит имена прекрасных лодок и благородных капитанов: «Отдых» контр-адмирала Н.М Чихачева, «Мечта» и «Радость» М.Н. Бухарина, «Вареник» Г.С. Супичича, «Ястреб» Тработи И., «Водяной» И.И. Барковского, «Мечта» В.М. Полянского, «Отдых» М.И. Самойловича, «Душенька», Ф.И. Мичела, «Скиталец» барона В.А. Масс, «Увлечение», «Нелли» семейства Анатра, «София» семейства Фальц-Фейнов, «Кармен» семейства Санценбахеров, «Ксения» владельцев частного пароходства Трапани, «Чудак» виноторговца К.Ц. Гинанда, «Дельфин» ресторатора Магенера.
Яхтенные гонки устраивались, как правило, по маршрутам Тендра - Одесса, Очаков (остров Березань) - Одесса, Фидониси (остров Змеиный) - Одесса. Вот типичное описание подобной гонки, представленное в 159 номере "Одесского вестника" (1892 год): "Вчера происходила вторая частная гонка яхт Черноморского клуба. Участвовали пять яхт: "Мотылек" Н.Ф. Фанд-дер-Флита, "Увлечение" А.А. Анатра, "Тили" г. Джекобса, "Ястреб" г. Халайджогло, "Черномор" - яхт-клуба. Гонка происходила в треугольнике между Воронцовским маяком на оконечности рейда и Малым Фонтаном. Погода вполне благоприятствовала гонке. Яхты вышли из гавани в 10 часов утра и при свежем попутном ветре начали прохождение дистанции. Первою пришла к месту назначения яхта "Увлечение" и получила приз - серебряную вещь".
Еще одним, не менее увлекательным, чем гонки, видом деятельности Черноморского яхт-клуба была организация морских прогулок вдоль побережья. Обычно они проходили в районе Малого Фонтана и заканчивались пикником на берегу. К участию в таких мероприятиях допускались и женщины, хотя, согласно уставу, они не могли быть членами клуба (как и «нижние чины, лица состоящие на действительной военной службе, учащиеся учебных заведений»).
В 1893 году по инициативе вице-командора Черноморского яхт-клуба А.А. Анатра был организован парусный кружок, созданный для обучения парусному спорту всех желающих. Для этой цели предоставлялись суда, находившиеся в собственности яхт-клуба, поскольку кружок был предназначен для людей, чье состояние не позволяло иметь собственные суда. Это способствовало как демократизации самого Черноморского яхт-клуба, так и вообще развитию парусного спорта в Одессе.
К 1913 году в Черноморском яхт-клубе состояло 160 членов, а его флотилия включала 20 парусников разного типа (шхуны, тендеры, палубные боты), 6 моторных судов (так называемых "бензиномоторов") и 41 гребную лодку. В 1910 году клуб приобрел построенную на английской верфи Файфа яхту мирового уровня «Мояна», которая находилась в одном классе с яхтами испанского короля Альфонсо «Испания», британской королевской семьи «Вэнити», «Софии Элизабет», «Туигой» яхт-клуба королевства Монако. Примечательно, что «Мояна» стала «общественной яхтой», пользоваться которой мог любой квалифицированный член клуба.
Активная деятельность клуба способствовала повышению его популярности и статуса. Число почётных членов пополнилось представителями императорской фамилии.
Конец первому периоду существования Черноморского яхт-клуба, времени его роста и процветания положила Первая мировая война. Последовавшее за ней лихолетье Гражданской войны и Октябрьской революции разметало судьбы «прекрасных лодок и благородных капитанов». Чудом уцелела славная «Мояна» - переименованная в «Лейтенанта Шмидта» она стала основой воссоздания на тот момент уже «пролетарского» Черноморского яхт-клуба. С 1923 года парусным спортом на ней занимался будущий основатель советской космонавтики Сергей Королев.
Следующим испытанием для одесского яхтинга стала Вторая мировая война и оккупация. Почти весь парусный флот был угнан в Румынию – в том числе и «Лейтенант Шмидт». По окончании войны легендарную яхту удалось вернуть в Одессу.
В послевоенный период наступил новый этап развития клуба. Его флот пополнился в основном за счет спортивных лодок – «Драконов», «Летучих Голландцев», «Звездных», яхт класса «М» и «5,5», «Финн». Наряду с другими яхт-клубами страны, одесский участвует в подготовке команды по парусному спорту для выступления на Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки. К середине 50-х годов в Одессе уже была своя хорошая команда гонщиков (Виталий Сигало ("Дракон"), Сергей Киселев, Юрий Земляных ("5,5"), Олег Уловков, Вячеслав Новодиржкин ("Летучий голландец"), Генрих Иттер ("Финн"), Михаил Петухов ("М"), Анна Зайцева, Нина Проскурякова, Валентина Петухова ("Дракон"), Анна Козлова, Надежда Владимирская ("М")).
В 1967 году яхт-клуб получил собственную гавань в Отраде. Был построен защитный мол, расчищена площадка под набережную, на территории яхт-клуба разместились водные базы Высшей мореходки и Водного института. Была организована детская парусная школа и Флотилия юных моряков.
Появились яхты новых типов - "Фолькбот", "Л-6", "Четвертьтонник", "Алькор". Если в 50-е предпочтение отдавалось олимпийским классам, то в 60-70-е они вытеснились крейсерскими. Проводились регулярные регаты – «Большой» и «Малый» «Кубки Черного моря». Одесские яхтсмены побеждали на «Кубке Балтии», а также на международных регатах в Болгарии, Турции, Греции, Италии, США. В 1989 году члены клуба участвовали в "Кубке Колумба", посвященном 500-летию открытия Америки. В 1990 году экипаж под командой Михаила Петухова участвовал в 1000-мильной итальянской регате по маршруту Риммини – Корфу – Риммини. А в 1989-90 и 1993-94 годах одесситы под руководством Анатолия Вербы дважды участвовали в кругосветной парусной гонке «Уитбред» и покорили «мировой яхтенный Эверест».
На сегодняшний день Черноморский яхт-клуб является госпредприятием в структуре Министерства инфраструктуры.
Материал предоставлен пресс-службой Одесского горсовета
|