Президент России В. Путин подписал указ о создании мобилизационного людского резерва Вооруженных сил России на время проведения эксперимента по внедрению новой системы подготовки резервистов :
« Создать мобилизационный людской резерв Вооруженных сил Российской Федерации на период проведения эксперимента по внедрению новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов».
Президент поручил правительству «обеспечить проведение мероприятий, связанных с поступлением в резерв граждан РФ, пребывающих в запасе».
В указе отмечается, что финансирование мероприятий, связанных с его реализацией, осуществляется за счет бюджета Министерства обороны.
Создание мобилизационного людского резерва как новой системы профессиональной военной подготовки военнослужащих запаса было прописано в одном из «майских указов» Путина. Соответствующий закон был принят в 2012 году и вступил в силу 1 января 2013 года.
В соответствии с ним перед увольнением в запас солдат может подписать контракт, по которому он обязуется периодически проходить военные сборы, отличающиеся значительно более серьезной подготовкой от обычных сборов для военнослужащих запаса. Первый контракт о пребывании в резерве заключается на срок в три года, в дальнейшем контракт может быть возобновлен на срок в три года, пять лет или на меньший срок - до наступления предельного возраста пребывания в резерве.
Для материального стимулирования резервистов были предусмотрены ежемесячные выплаты, которые должны составить от 5 до 8 тыс. руб. Такая система, как писал профессор Военного университета Константин Фатеев, должна обеспечить лучшую подготовку военнослужащих запаса в связи «с быстрым обновлением средств вооруженной борьбы, совершенствованием способов ведения военных действий, глубокой специализацией и разделением труда, возникновением новых военных профессий».
Первый указ о создании мобилизационного людского резерва Владимир Путин подписал в апреле 2013 года. Тогда он создавался «на период апробации новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов». По расчетам думского комитета по обороне, затраты на проведение эксперимента должны были составить в 2014 году 279,4 млн руб., в 2015-м - 288,3 млн, в 2016-м - 324,9 млн.
Однако в октябре 2014 году «Российская газета» сообщила, что формирование профессионального мобилизационного резерва так и не начато в связи с отсутствием финансирования. «В связи тем, что в бюджете на 2014-й и последующий двухлетний период не было предусмотрено целевое выделение средств на обеспечение мобрезерва, его формирование переносится по крайней мере до 2016 года», - рассказал тогда первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Николай Федоряк.
У экспертов возникли вопросы и к численности военнослужащих запаса, подключенных к новой программе. Как утверждал генерал-лейтенант Владимир Останков, по данным Минобороны России, в 2014 - 2016 годах предусматривалась численность резерва в 5 тыс. человек. Военный аналитик Александр Гольц в разговоре с РБК назвал эту численность «смехотворной». «Это всего две бригады, результатов эксперимент таких масштабов принести не может», - говорит аналитик.
Подписание президентом нового указа говорит о том, что «несмотря на экономические трудности, в Министерстве обороны и руководстве России есть группы людей, которые хотят формировать войсковой резерв ВС цивилизованным образом», считает Гольц. По его словам, в армейском руководстве постоянно идет борьба между теми, кто считает, «как в советские времена, мобилизационным ресурсом всех граждан мужского пола старше 18 лет, от которых, кроме периодического вызова на сборы, ничего не требуется», и теми, кто понимает, что с усложнением военной техники знания воинской специальности должны поддерживаться постоянно.
Источник
|