Исходя из того, что наиболее часто сравниваемой с Украиной страной является Польша, рассмотрим вначале, как обстоит дело со здравоохранением в этом восточноевропейском государстве.
Согласно экспертным данным аналитика Информационной кампании Stronger Together Дениса Горбача, в отличие от нас, поляки начали реформирование в конце 1990-х. В 1999 г. были созданы 17 больничных касс, собиравших страховые взносы и конкурировавших между собой. В 2003 г. их объединили в единый Национальный фонд здравоохранения. Службы социального страхования собирают взносы, уплачиваемые с зарплат, передают их Фонду, который платит за все медицинские услуги. В целом, расходы на здравоохранение, составлявшие в 1995 г. 5,5% ВВП Польши, к 2009 г. выросли до 7,4%. 70% этого финансирования обеспечивает государство, главным образом через ОМС – обязательное медицинское страхование (на страховые взносы приходится 84% публичного финансирования, остальное платит госбюджет и местные бюджеты).
В 2013 г. медицинская отрасль получила 6,75% ВВП (107,8 млрд злотых). Из них 4,67% (74,6 млрд) – публичные расходы. В частности, 64,3 млрд дали страховые взносы, остальное – государство и местное самоуправление. Государство даёт деньги в первую очередь на неотложную помощь (25,8% бюджета), страхование незастрахованных (23%), санинспекцию (12,2%), программы политики здравоохранения (11,8%).
В то же время, 22% финансирования здравоохранения – частные расходы. В том же 2013 г. 24,5 млрд злотых (1,5% ВВП) уплатили непосредственно польские домохозяйства. Это самый высокий в ЕС уровень частного финансирования. Половина населения считает медицинские услуги слишком дорогими, и 8-12% из-за этого не обращаются за медицинской помощью. Такая ситуация сложилась вследствие коммерциализации медицинских учреждений, когда государственная система страхования гарантировала населению определённую корзину бесплатных медицинских услуг, но не более того.
В Венгрии Фонд медицинского страхования появился в 1993 году, но его средств всё равно не хватает для того, чтобы полностью финансировать всё здравоохранение – значительные средства идут из госбюджета. Кроме того, неофициальные платы в больницах там не исчезли.
В Молдове ставка ежемесячного медицинского страхового взноса составляет 7%: половину платит работодатель, половину – из своей зарплаты – работник. Кроме того, пациентам приходится доплачивать отдельно за некоторые услуги и лекарства. Но неотложная и экстренная помощь доступны всем, независимо от платёжеспособности.
Если же рассмотреть другие, более богатые страны, то пример Великобритании может заставить недобро улыбнуться любого украинца. Как отмечает эксперт Stronger Together, в Великобритании, чья система здравоохранения считается одной из лучших в мире, Национальная служба здравоохранения на 98,8% финансируется государством и соцстрахом. То есть, на плату за услуги, которая в определённых случаях всё же взимается с пациентов, приходится лишь 1,2% общего финансирования. В основном за всё платит госбюджет (около 80%) и фонд социального страхования (около 19%). Если госбюджет наполняется за счёт налогов, то социальный страховой взнос платят непосредственно граждане: на него приходится 21,5% всех доходов фискальной службы. В то же время, в Украине, согласно последним подсчётам, 40% всех расходов на здравоохранение покрывает, в конечном счёте, пациент из своего кармана. В Британии нынешнюю систему ввело послевоенное лейбористское правительство на волне подъёма профсоюзного движения. У нас сегодня нет таких условий.
Источник
|