Выставка «Кружева Русского Севера» откроется в Музее истории и культуры Южной Ютландии (г. Тёндер, Дания) в начале июня.
Тёндер – небольшой город на юге Дании, именно здесь находится единственный в стране музей кружева и текстильных изделий. Местное население стало заниматься плетением кружева примерно с начала XVII века. В течение нескольких веков (XVII-XVIII, начало XIX) кружевоплетение для Тёндера и его окрестностей рассматривалось как особо значимый вид деятельности. Этот исторический факт роднит Южную Ютландию с Вологодской областью, где кружевной промысел также имел большое значение для региона, являясь отраслью производства.
Организаторами экспозиции «Кружева Русского Севера» стали Музей истории и культуры Южной Ютландии (г. Тёндер, Дания), Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, филиал «Музей кружева», Посольство Королевства Дания в Москве, Посольство Российской Федерации в Королевстве Дания.
Сотрудничество двух государств по линии кружева было начато в 2012 году, когда выставки кружева из Дании состоялись в Государственном музее А. С. Пушкина и Павловском дворце. В августе 2015 года вологодский Музей кружева представлял посетителям выставку «Датское кружево: история и современность» из собрания музея города Тёндера. В этом году выставкой «Кружева Русского Севера» в Дании Музей кружева продолжает выставочную кружевную эстафету.
Среди произведений, которые будут представлены в Дании, панно, скатерти, салфетки, пелерины, дорожки, созданные в минувшем столетии ведущими художниками и мастерами промысла.
Одной из главных тем у вологодских кружевниц традиционно является тема природы. Языком кружевного орнамента художник говорит о неповторимости природного мира и разнообразии его форм. К таким произведениям относятся скатерти «Квадратная» (2000 г.) Т. Н. Смирновой, «Лесные лодочки» (2005 г.), «Незабудки» (2003 г.) М. Ю. Пальниковой и другие.
Одним из центральных произведений выставки является работа, посвященная старинному городу Вологде, его архитектурным и культурным памятникам, – панно «Святыни Вологды» (2003 г.) А. Н. Ракчеевой. В центре работы находится изображение Софийского собора, архитектурного памятника, являющегося символом города. В верхней части панно автор помещает Петровский домик, а также собирательные образы вологодских храмов. Рядом с шедеврами зодчества автор изображает кружевницу, подчеркивая значимость кружевного промысла.
Одним из любимых в творчестве вологодских художников остается собирательный образ сказочной птицы. Изображения птиц встречаются на многих кружевных произведениях, созданных на Вологодчине. Так, например, в круглой салфетке «Птица счастья» (2004 г.) Г. Н. Мамровской, маленькая птичка с хвостом в виде цветущей ветки наполняет произведение особой поэтичностью.
Изображение птицы и сегодня не утратило своей привлекательности для художников промысла. На выставке «Кружева Русского Севера» эта тема будет продолжена показом новых изделий 2015 года – ярких и красочных работ участников международного конкурса «Кружевная чудо-птица».
Особого внимания заслуживают предметы одежды, представленные на выставке – манто, пелерины, жакеты и шарфы – уникальные, со сложным, изысканным орнаментом, они словно созданы специально для того, чтоб подчеркнуть изящество и красоту, присущие женщине. Многие из этих изделий получили женские имена: косынка-пелерина «Юлия» (2004 г.), манто «Евгения» (1997 г.), шарф «Татьянин день» (2008 г.) и т.д.
Открытие экспозиции «Кружева Русского Севера» приурочено к традиционному международному фестивалю кружева, который раз в три года собирает в Тёндере художников, дизайнеров и кружевниц со всего мира.
Выставка продлится до 25 сентября.
Источник
|