Самая распространённая формулировка в адрес Александра Сергеевича (если не считать сугубо литературоведческих), пожалуй: «Наше всё» !
Это, так сказать, перевод на народный язык, чем же славен и знаменит Пушкин. Иначе пришлось бы долго рассуждать о его вкладе в становление русской литературной речи, в Золотой век отечественной поэзии, о его намерениях заняться российской историей всерьёз и написать «Историю Пугачевского бунта»… И разговор плавно перейдёт в лекцию.
А сказал: «Пушкин – наше всё!» – и кратко, и понятно.
«Наше всё!» приросло к Пушкину намертво. Совсем недавно я прочитала книгу Евгения ЧеширКо «Дневник домового», вышедшую в издательской серии «Одобрено РУНЕТом». Эта серия сама по себе показательна. Кризис вообще ярко высвечивает отношение людей к культуре, как на уровне отдельно взятой семьи (перестают ли ходить в кино, театры, приобретать книги в принципе, заменяя их продуктами впрок, или ищут бесплатные либо дешевые версии этих удовольствий, или же не отказываются от них, но садятся на вынужденную диету), так и на уровне крупных явлений. Например, бизнеса. В кризис бизнес «инвестирует» лишь в то, что стопроцентно окупится. На примере книжного рынка (и в благополучные-то времена не самого изобильного!) это означает, что будут выпускаться только те издательские товары, от которых покупатель гарантированно не отвернётся. Как издатели выясняют, какие книги окажутся продаваемыми всем, от сантехников до академиков, остаётся их личным ноу-хау. Наиболее заметен простой маркетинговый ход: выпускать в основном «развлекалово». А ещё – тексты, которые уже прошли читательскую апробацию и снискали популярность. Где такие взять? Правильно, в интернете. В авторских блогах. Если количество читателей какого-либо блога превышает сотню тысяч, можно рискнуть автора пригласить в бумажное издание. Оно на полках не залежится.
Вероятно, так и рассуждали в издательстве «АСТ», запуская серию «Одобрено РУНЕТом». В ней выходят книги, повторяющие блоги. В блоговом же формате: байки, короткие рассказики, «а вот у меня, мужики, был случай…» и так далее.
Евгений ЧеширКо выпустил в этой серии свой «Дневник домового», который, если верить аннотации на томике, собрал шестизначное число читателей в сети и огрёб восторг публики, который не снился самому Пушкину (я его, правда, в интернете не читала, но, возможно, это мои проблемы). Та же аннотация говорит, что дневник домового выкладывался день ото дня, что придавало ему убедительную интерактивность и заставляло «подсевших» ждать завтра и нового витка приключений рассказчика. В них действовал всегда ограниченный круг лиц: сам Домовой, Кот, их Хозяйка, сначала боявшаяся Домового и нещадно каравшая Кота за шалости нечистой силы, а потом переставшая обращать на проделки нечисти и Кота внимание; её собака «игрушечной» породы Халк; её Хахаль, оставшийся под таким прозвищем, даже когда сделался мужем; её мама Зинаида Захаровна, особа сколь тучная, столь и прожорливая; и мамин муж Кузьмич. Плюс ещё некоторые редкие эпизодические персонажи. Например, покойные писатели и другие знаменитости, оставившие сей бренный мир ради астрала, в котором подвизается и Домовой, но порой, как и он, приходящие на Землю. Типа, приколоться.
Продолжение
|