В ночь на 5 декабря население Италии не спало и следило за подсчетом голосов. Такой результат референдума невозможно было представить, потому что «нет» не только не победило, оно, восторжествовало. И крайне важно, что явка была очень высокой. Это было поистине всенародное голосование, оно не оставило места для интерпретации и двусмысленности. Наутро в стране царила атмосфера праздника и эйфории, в общественном транспорте, в магазинах и на заправках обсуждали только результаты референдума.
Аналитики уже проводят параллели результата референдума в Италии с Брекситом и избранием Дональда Трампа. «В очередной раз запугивание и пропаганда через традиционные средства массовой информации оказалась неэффективной. Старые правила пропаганды и манипуляции, чтобы влиять и запугать людей, больше не являются эффективными, как и раньше. Итальянцы сказали нет истеблишменту и транснациональным и европейским элитам, которые правили в эпоху глобализации, Европы, ограничивая и суверенитет Италии. Итальянцы, как и американцы, как англичане, хотят реальных перемен, они хотят вернуть контроль над своей собственной судьбой. Это и есть революция», - восклицает со страниц газеты Il Giornale обозреватель Марчелло Фоа.
В теории итальянские граждане отказались от конституционной реформы правительства Маттео Ренци, реформа затрагивала основополагающие принципы демократии и республики и была нацелена на децентрализацию власти. Оппозиционеры Ренци с радостью подхватили его общение уйти в отставку, если выиграет «нет». Это и стало главным козырем в агитации населения. На референдуме итальянцы голосовали не за реформы, они видели в этом референдуме единственную возможность отправить правительство Ренци в отставку. Поэтому вопрос «да» или «нет» рассматривался так: «за» или «против» Ренци. А ведь всего лишь менее чем три года назад Маттео был представлен как экстраординарный новатор, его же соратники по партии считали чуть ли не единственной реальной надеждой для Италии, но с течением времени он показал свое истинное лицо. На многих карикатурах премьер-министра представляли как Пиноккио, который много болтает и постоянно врет. Некоторое время итальянцы прислушивались, даже доверяли обещаниям, но постепенно стало понятно, что и этот состав правительства не способен вывести страну их кризиса, безработица нарастала, мигранты прибывали, и первые ростки недоверия переросли в настоявшую ненависть.
Источник
|