На французском телеканале Arte во вторник, 28 февраля, выйдет документальный фильм «Ленин: другая история русской революции» (Lénine, une autre histoire de la révolution russe). Авторы картины не только рассказывают о бурных событиях столетней давности в России, но и почти «оживляют» их. В фильме использованы уникальные архивные материалы.
Демонстранты в Петрограде поют «Рабочую Марсельезу», не подозревая, что совсем скоро она станет гимном России. Горожане штурмуют булочные. Женщины маршируют по Невскому и требуют не только хлеба, но и избирательных прав. Растерянные солдаты Петроградского гарнизона разъезжают по городу на автомобилях. Над Зимним дворцом — красный флаг.
Один из авторов документального фильма Седрик Турбрассказал русской службе RFI, как он отыскал уникальные фото- и видеоматериалы, почему героем фильма о Ленине стал Петроград и почему сто лет назад не верилось, что власть большевиков — это надолго.
RFI: Первое, что бросается в глаза, когда смотришь фильм, — это богатство архивного материала. Там есть удивительные кадры, которые, наверное, будут открытием для многих во Франции и не только. Расскажите, как вы работали с архивами?
Седрик Турб: Вначале я очень переживал. Идея была в том, чтобы сделать фильм исключительно на основе архивных кадров, без интервью. И мне хотелось рассказать обо всем революционном периоде.
Мы работали с материалами, о существовании которых и не подозревали. Первый документальный фильм (о революции 1917 года — RFI) сделали в 1927-м. И с тех пор все время показывали примерно те же самые кадры. Но в действительности существуют другие материалы. Они хранятся во Франции в таких организациях, как, например, Gaumont Pathé Archives. Материалы есть и в России, в архиве (кинофотодокументов — RFI) в Красногорске. Там они прекрасно сохранены. Документальные отрывки можно найти во многих странах. Например, в Соединенных Штатах, в Стэндфордском университете покоятся кадры российской революции. Их привез американец Макс Истмен, который в 20-е годы был в России и собирал все отрывки, которые только мог.
Где-то мы использовали кадры из советских художественных фильмов Эйзенштейна, Пудовкина и других. В них много интересного. Мы использовали и множество фотографий. В России во время революции вообще много фотографировали. А когда у нас не было иллюстрационного материала, мы просто рисовали сцены.
Фильм называется «Ленин: другая история русской революции». Но создается впечатление, что настоящий герой — это сам город, Петроград — с очередями у магазинов, манифестациями, рабочими на Выборгской стороне…
Я не думаю, что это был мой осознанный выбор. Это скорее желание оживить кадры столетней давности. И очень хороший ход — показать, где происходит действие. Это дает зрителю, который, может быть, не знает Петербурга, впечатление близости к происходящему. Именно поэтому я уделил такое внимание маршрутам манифестаций и вообще конкретным местам в городе. Поэтому Петроград или Санкт-Петербург является практически полноценным действующим лицом. Петербург — это география. А в географии кроется мощная драматургия.
Источник
|