С незапамятных времен появление европейских городов сопровождалось возведением в них зданий, которые имеют важное значение для формирования всей инфраструктуры. К таким сооружениям относились ратуша (горсовет, мэрия), церковь, рынки. В этом смысле не стал исключением город, который появился в конце в 18-го века в низовьях Днепра.
Речь пойдет о Херсоне и его первом храме, который появился всего лишь спустя два года после появления собственно города. Формально Херсон располагался на территории, вокруг которой уже давно существовали церкви, которые не подчинялись греческим патриархам.
Несмотря на это, первую церковь в 1780 году, которую стали посещать первые горожане, создали все же греки. Это были переселенцы с острова Хиос, нашедшие здесь убежище, спасаясь от ужасов османской империи. Переселившись в очень молодой город, они подали командиру Херсонской крепости Ивану Ганнибалу (был двоюродным дедом поэту А.С. Пушкину) прошение о возведении православного храма во имя Святой Софии. Получив утвердительный ответ, сначала поставили небольшую глинобитную церковь с деревянным каркасом. В течение следующих двух лет была возведена уже каменная церковь, которую освятили в 1780 году.
За год до этого значительного события в наших краях появился Никифор Феотоки, присланный сюда на должность архиепископа Славянского и Херсонского. Именно за ним открыла свои двери прихожанам Свято-Софийская церковь.
Период пребывания о. Никифора на должности пастыря Славяно-Херсонской епархии был отмечен еще и тем, что при нем был заложен Свято-Успенский собор, хотя поначалу было не все гладко.
В 1785 году архиепископ получил ходатайство от состоятельных людей молодого города. Они просили разрешения на строительство храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Первой реакцией на такую просьбу был отказ с мотивацией, что, дескать, одной церкви достаточно. Однако купцы славянского происхождения предпочли, чтобы церковные службы велись на языке, который им был ближе, чем греческий. Службы-то велись на языке эллинов.
Начало строительство церкви для славянского населения
В конце концов, уступив просителям и понял логичность их суждений, отец Никифор дал разрешением строить новый храм. При нем же в 1786 году были заложены первые камни церкви на Греческой площади — в самом центре Купеческого предместья. Меценатами строительства выступили купцы Петр Фендриков с Иваном Сизаревым.
В истории часто бывает так, что благим поступкам мешают трагические события. Так случилось, что летом 1787 года возведению культового сооружения помешала очередная русско-турецкая война. Как известно, боевые действия продлились четыре года и завершилась подписанием Ясского мирного договора, согласно которому Турция лишилась многих земель аж до нижнего течения Дуная. Для Херсона это означало то, что граница была отодвинута на многие десятки километров от него. Для верующих города победное окончание войны было равносильно продолжению возведения храма, начатого при архиепископе Никифоре.
Весной 1798 года строительство храма подошло к концу,а 14 апреля церковь была освящена протоиереем Григорием Саражиновичем. Два церковные придела, во имя Николая-Чудотворца и Св. Варвары, были освящены некоторое время спустя.
С западной стороны храма к нему была пристроена деревянная 45-метровая колокольня. Согласно существующему преданию, окончанию строительства церкви значительно способствовало пожертвование одного из стариков-запорожцев в сумме 40 тысяч рублей. Впрочем, в летописях собора об этом нет ни слова.
В 1828 году административную жизнь Херсона затронул ряд изменений, в том числе в сфере православия. Так, в соседний Николаев были переведены учреждения местного адмиралтейства, что привело к передаче военному ведомству собора Св. Екатерины. Статус городского собора перешел к Успенской церкви. Через некоторое время вокруг нее вырос целый ансамбль культовых построек, в частности - два двухэтажных каменных дома, в одном из которых разместились причт и Духовное правление. В 1849-1874 годах здесь же работало Духовное училище.
Автор: Виталий Орлов
|