Начало 20-го века в южных регионах Российской империи было отмечено значительными изменениями в отрасли здравоохранения. Во многих деревнях Херсонской губернии появились медицинские пункты; в Одессе, крупном центре края, были основаны Высшие медицинские курсы для женщин и Станция скорой медицинской помощи.
Последнее новшество стало толчком к тому, чтобы открыть подобную службу в Херсоне. Губернскому центру не хотелось отставать от города, находящегося в его подчинении, хотя, по большей части, формальном.
В те годы почти каждое начинание проходило при поддержке меценатов. Например, один из них, Петр Соколов финансировал проведение в городе электрического освещения. Городская власть рассчитывала найти желающих финансировать службу скорой медпомощи. К сожалению, дело окончилось только мыслями о важной городской структуре Летом 1914 года грянула Первая мировая война. за ней последовали революции, государственный хаос, голод 1920-21 годов. При таком положении дел формирование чего-то нового становится нереальным и обременительным.
Херсонцам пришлось ждать апрель 1927 год, когда был создан медицинский транспорт “Карета скорой помощи”. Об этом писала одна местная газета. “Карета” подчинялась окружному здравотделу, а вызовы на несчастные случаи и для транспортировки больных выполнялись только с 9 до 15.30.
Днем рождения херсонской “Скорой помощи” считается 15 мая 1927 года, когда ее сотрудники приняли первые вызовы. Первым руководителем службы был врач Михаил Григорьевич Кафф (руководил службой с 1927 по 1932 годы). Станции в распоряжение был отдан дом по улице Ришельевской (в те годы — Октябрьская). Уже ровно через месяц медперсонал “Скорой” отправился на резонансное происшествие, которое имело место на пивзаводе Билека и привело большому количеству пострадавших. Выполняя очистку фильтрующих колодцев, четверо сотрудников получили отравления. Двоим из них помощь была оказана на месте. Двоих доставили в горбольницу № 1, где они, к сожалению, скончались.
Бесспорно, что создание “Скорой помощи” в Херсоне определило новый этап в местной системе здравоохранения. Тем не менее, сказать, что то была полноценная городская структура, никак нельзя. До 1930 года в составе этого медицинского подразделения была всего одна бригада, которая добиралась до места назначения на конной упряжке. Звонки от населения принимали дежурные фельдшера. Когда же карета выезжала, двери станции закрывалась, а на телефонный аппарат вешали специальную бирку. Она падала, если звонок о помощи поступал в отсутствии медработника. Вернувшись с вызова, фельдшер видел, что поступал звонок, связывался с телефонистом, который записывал адрес и передавал бригаде: и так по кругу.
В 1930 году на смену конному транспорту пришли автомобили фирмы “Додж”. Конечно, такой транспорт был мощнее и современнее. Но, в отличие от лошадей, он требовал повышенного внимания, так как часто ломался.
В том же году произошло еще одно изменение. С конца мая дежурства на станции “Скорой помощи” приобрели круглосуточный характер. В дневное время помощь оказывалась врачом и санитаркой, а на ночь оставался фельдшер.
В архивах города сохранились имена первых работников станции. Это была фельдшер Валентина Кузьменко. Позднее она была переведена на должность врача. С 1930 года там же трудились врачи Щерба, Сербов, Плих, Боярская и фельдшера Козлова,, Мирошниченко; акушерка Диневич. В 1935 году на должность фельдшера “Скорой помощи” пришла Мария Семеновна Клесова. Эта женщина оставалась в этой должности до 1976 года и стала свидетелем многих событий города и его специализированной медицинской структуры.
В 1932 году с новым главврачом Л.Г. Астраханом станция переехала в новое помещение на улицу Декабристов, 48. Новое помещение представляло из себя два домика в 5 комнат (три были отведены под станцию, а две занимала квартира врача). В одной из трех комнат, кабинете дежурного фельдшера, были установлены кушетка и телефонный аппарат с ручкой. Вторая комната для врача с кроватью и письменным столом, в третьей была кушетка для осмотра амбулаторных пациентов. В ней были шкаф с медикаментами для оказания помощи и пополнения ящика выездного персонала. Ежедневно, утром и вечером, главный врач ящик пополнялся лекарствами. Леонид Григорьевич работал главным врачом до тех пор, пока город не оккупировали фашисты.
Автора: Виталий Орлов, член НСЖУ
|