За три недели до эвакуации никто и не помышлял о том, что Одессу нужно будет оставить.
Григорьевский десант и столь неожиданный для неприятеля удар реактивных установок несколько упрочили положение наших войск, что позволило Военному Совету разработать детальный план подготовки ООР к зиме. За три недели до эвакуации никто и не помышлял о том, что Одессу нужно будет оставить.
Содержание плана было изложено в приказе командующего войсками OOP контр-адмирала Г. В. Жукова от 25 сентября :
«Для полного и своевременного зимнего инженерного обеспечения войск приказываю: по полевым позициям - командирам частей и подразделений сейчас же приступить к оборудованию окопов с водоотводными каналами, колодцами и дренажем. Для защиты окопов от снегопадов подготовить щиты-маты (из камыша, стеблей кукурузы, хвороста и соломы), которыми перекрыть окопы. Щели-убежища в окопах перекрыть и утеплить. Немедленно приступить к возведению «лисьих нор» и подбрустверных блиндажей, согласно приложенным указаниям; по дорожной службе - командирам соединений и частей в полосе боевых порядков подготовить дорожную сеть, прочистить водоотводные каналы; отремонтировать мосты и трубы, подготовить объезды и т. д. На время осенних дождей и распутицы организовать дорожные отряды для эксплуатации, ремонта и содержания дорог; по расквартированию - расквартирование войсковых частей и тыловых учреждений производить только в землянках-убежищах. К строительству землянок-убежищ приступить немедленно и окончить не позднее 15 октября; по водоснабжению - немедленно приступить к оборудованию водоисточников из расчета по одному на батальон, полк, в зависимости от дебета источника. В нишах окопов оборудовать баки для воды, обезопасив их от замерзания».
Читая скупые строки канцелярского содержания, мы видим, что они полны жизни, заботы о нуждах города и, вопреки условиям военного времени, содержат вполне мирный смысл.
Но, как мы знаем из истории, Одессу пришлось оставить. В самом конце сентября город уже был в глубоком тылу, и только серьезная угроза, нависшая над Крымом, побудила Ставку Верховного Главнокомандования принять решение о концентрации сил именно на Крымском участке. 30 сентября последовало решение об эвакуации ООР. В директиве Ставки говорилось :
«Храбро и честно выполнившим свою задачу бойцам и командирам Одесского Оборонительного Района в кратчайший срок эвакуироваться из Одесского района на Крымский полуостров».
В ночь на 1 октября Военный Совет OOP приступил к обсуждению первоочередных мероприятий по организации эвакуации войск из осажденного города. Начинался третий, завершающий этап обороны, который потребовал от защитников Одессы не меньших героических усилий, мужества, организованности и воинского мастерства.
Ночью была получена телеграмма от наркома Военно-Морского Флота адмирала Н.Г. Кузнецова и начальника Главного Политуправления Флота армейского комиссара 2-го ранга И.В. Рогова, которые требовали обратить первоочередное внимание на обеспечение строжайшей секретности эвакуации, рекомендуя нанести врагу сильный удар, чтобы в момент отхода он занимался приведением в порядок своих сил.
На заседании Военного Совета было решено провести эвакуацию Одесского оборонительного района в три этапа с 1 по 20 октября, но серьезная угроза, нависшая над Крымом, заставили провести эвакуацию войск, мирного населения, техники, ценностей раньше. Во второй половине дня 15 октября Г. В. Жуков и члены Военного Совета подписали последний боевой приказ по войскам ООР. В приказе говорилось:
«1. Отвод войск OOP начать в 19.00 15.10.41 г., закончить амбаркацию в ночь с 15.10. на 16.10., согласно утвержденному мною 13.10. плану.
2. Выполнение операции по отводу сухопутных войск и амбаркацию их возлагаю на командующего Приморской армией генерал-майора Петрова.
3. Командира Одесской военно-морской базы контр-адмирала Кулишова подчиняю командующему Приморской армией.
4. Потребовать от командиров и комиссаров соединений и частей под их персональную ответственность, чтобы оставляемые за невозможностью эвакуации имущество, материальная часть и запасы были уничтожены. Личное оружие и оружие коллективного пользования взять с собой.
Объекты государственного и оперативного значения разрушить согласно утвержденному мною плану.
5. Мой КП с 12.00 15.10.41 г. - крейсер «Червона Украина».
6. Генералу Петрову о ходе отвода и амбаркации доносить мне через каждые 2 часа, начиная с 20.00 15.10.41 г.».
Операция началась ночью с 15 на 16 октября эвакуация войск ООР, став последней операцией Г. В. Жукова на одесской земле (Окончание следует).
|